Писаные и неписаные законы

янв 29, 11:46

Как выразить предупреждение? Лет 40 назад у водителей было такое правило: прежде чем повернуть налево, нужно открыть левую дверцу или высунуть левую руку. Но и сейчас, когда на всех автомобилях появились световые указатели поворотов, опытные водители никогда не считают зазорным оторвать руку от рулевого колеса или рычага переключения передач и продублировать предполагаемый маневр.

Зачастую водители попадают в неприятные ситуации, плохо разбираясь в различных дорожных ситуациях. Так, не очень опытный водитель при обгоне может не заметить (из-за недостаточной квалификации) велосипедиста или другое транспортное средство в слепой зоне перед обгоняемым автомобилем. И в тот момент, когда его автомобиль будет обгонять впереди идущий, последний, будучи не в состоянии затормозить перед препятствием, начтет объезжать это препятствие. Если ширины дороги не хватает, обгоняющий водитель может оказаться в кювете. Поэтому водитель первого автомобиля должен либо рукой, либо световым указателем поворота предупредить своего коллегу о возможной опасности.

Современные легковые автомобили имеют такое остекление, что видно все, что делается внутри автомобиля. Поэтому водитель, желающий затормозить и увидевший в зеркало заднего вида, что на небольшом расстоянии сзади с той же скоростью движется другой автомобиль, должен поднять правую руку и помахать ею из стороны в сторону. Это предупреждающий сигнал, который нужно применять даже при сбрасывании газа (уменьшении подачи топлива), чтобы то же самое мог сделать другой. Только в этом случае интенсивность торможения может быть одинаковой, а статистика показывает, что при этом дорожно-транспортное происшествие маловероятно.

Кроме того, рукой можно дублировать световые сигналы направо и налево. Если правая рука поднята вверх и не качается, то это должно означать «Внимание», «Осторожно». Левая рука, высунутая ладонью назад, показывает: «Не торопись обгонять—впереди опасная дорожная ситуация». Это особенно важно, когда впереди движется большой грузовой автомобиль с прицепом, из-за которого ничего не видно. Поэтому водитель, наблюдая обстановку в зеркало заднего вида, должен подсказать едущим сзади правильный момент для обгона. Этим качеством в полной мере обладают водители автомобилей-лесовозов на горных дорогах. Они буквально «вжимают» свои громадины в скалы и приглашают вас их обогнать, даже если не было подано сигнала для обгона. Благодарите таких водителей, помахав им рукой после завершения маневра обгона.

Часто при разъездах на сложных пересечениях или просто на развилках дорог водители, уступая друг другу дорогу, показывают жестами, кто должен проехать первым.

Особое значение имеют отношения водителей и пешеходов. Нужно также развивать взаимопонимание с ними при помощи жестов. Как пешеход, так и водитель должны сигнализировать о своих пассивных («пропускаю») и активных («намерен двигаться без остановки») действиях. Разговор жестами и мимикой, если это благожелательные сигналы, часто дает более положительные результаты, чем светофорная сигнализация.

Этика водителя, выходящего из автомобиля. Случаи, когда автомобили врезаются во внезапно открытую водителем дверь, не такое уж редкое явление. Причем чаще страдает сам неосторожный водитель. Как избежать этого? Водитель, прежде чем полностью открывать левую дверь, должен чуть-чуть приоткрыть ее и слегка покачать. Можно также слегка приоткрыть дверь, повернуть голову назад, как бы выискивая интервал между движущимися автомобилями, необходимый для выхода из своего автомобиля. Водители проходящих мимо транспортных средств будут благодарны за такое предупреждение.

Другой способ выхода из левой двери — на несколько секунд включить сигнал маневра «налево», затем выключить его и выйти из автомобиля. Еще один способ — самый безопасный и самый простой: выйти через правую дверь. Ни сиденья, ни автомобиль от этого не пострадают. Вы немного разомнетесь, а главное и у вас и у других (у тех, кто будет объезжать ваш автомобиль) создастся впечатление, что вокруг очень приятная атмосфера уважения и взаимопонимания.

Всегда необходимо прежде всего оглянуться назад или поглядеть в зеркало заднего вида, что делается у вас за спиной. Приучитесь это делать, прежде чем возьметесь за ручку двери, иначе, приоткрывая ее, вы можете чем-то отвлечься и забудете посмотреть назад. Это со-обенно опасно при высоких автомобилях, из кабины которых водители обычно не спускаются по лесенке, а просто выпрыгивают. Оказавшись на земле, они в первый момент неустойчивы и лишены возможности «запрыгнуть» обратно.

Водитель и регулировщик. Отношения, выражаемые при помощи жестов, должны быть и между водителями, и сотрудниками ГАИ. Бывает, что опытный водитель, выехав на перекресток в момент загорания желтого сигнала светофора, видит, что пересечение свободно и он сможет проехать его безопасно, но до смены сигналов ему не проскочить. Вот в этот момент водитель должен показать автоинспектору, что, мол, все в порядке, я никому не помешаю.

Не шарахайтесь от возгласа рупора. Некоторая часть (может быть очень небольшая) дорожно-транспортных происшествий случается из-за того, что водитель выполняет требования регулировщика или светофора по букве, а не по духу закона. Автору пришлось наблюдать за рубежом дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями только из-за того, что водители, останавливая автомобили по требованию полицейских, применяли не обычное, а аварийное торможение. Водители же автомобилей, двигавшихся сзади, не рассчитывали на такую резкую остановку и не успевали быстро затормозить.

Водители должны очень четко воспринимать все сигналы, идущие к ним от различных технических средств регулирования. Но реагировать на эти сигналы следует, как при служебном, заранее продуманном маневре. Исключения бывают, но старайтесь их предвидеть и не попадать в них. А это зависит не только от регулировщика, но и от вас.

Комментировать

Будьте взаимно вежливы

янв 29, 11:45

Сотни тысяч людей общаются ежедневно на автомобильных дорогах. Это водители автомобилей и мотоциклов, велосипедисты и пешеходы, и все они должны четко понимать друг друга, находить между собою общий язык. Многие видели, как приветствуют друг друга водители встречных рейсовых автобусов — кивком головы, поднятой рукой, а иногда звуковым или световым сигналом. А если надо сообщить что-то важное не на остановке, а в пути, на перегоне широкой дороги, при движении навстречу друг другу? При этом обычный разговор просто невозможен и желательно выработать какой-то новый мимолетный язык, понятный буквально с полуслова.
Нужна какая-то новая азбука жестов и символов без лишних слов и эмоций, основанная на скупых, емких понятиях.

Разговор ведется тремя основными способами: с помощью слов (обычных и «усиленных»), с помощью жестов (вне автомобиля и внутри его), с помощью звуковой и световой сигнализации. Разговор на дороге может иметь различную эмоциональную окраску и выражать: приветствие, благодарность, возмущение, просьбу, предупреждение (невидимый знак в слепой зоне), запрещение, указание.

Как выразить благодарность жестом? Например, вам при встречном разъезде уступили дорогу. Легкое помахивание рукой, благодарный кивок головой, прикладывание руки к сердцу, а то и просто благожелательная улыбка — вот те средства, которые дадут вам возможность поблагодарить внимательного человека за рулем встречного автомобиля.

Не пренебрегайте этими скромными знаками внимания. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Этот афоризм относится и к людям на дороге.

Как выразить возмущение? Если водитель видит ваше лицо и руки, то это сделать несложно. Нет, нет! Грозить кулаком и крутить пальцем около виска не надо. Достаточно просто сделать удивленное лицо. Если же он не успевает разглядеть вас, например, при быстром встречном разъезде, когда он не уступил дорогу, возмущение можно выразить короткими гудками в адрес нарушителя. Один гудок означает предостережение, два — недовольство, три — раздражение.

Стоит ли ругаться после происшествия? Интересно, что некоторые водители, даже после столкновения их автомобилей, разговаривают друг с другом улыбаясь. В чем причина такой необычной реакции? Наверное, в том, что люди понимают, что от ругательства автомобили не станут новыми, а вот нервы тратить незачем. К сожалению, пока чаще встречаются водители, которые сами врезались, а винить будут всех, но только не себя. Даже эксперты и судьи не могут убедить таких водителей в том, что они неправы. Мы с удовлетворением отмечаем, что таких водителей с каждым годом становится все меньше и меньше, а число благожелательных водителей увеличивается.

Если вам запрещают обгон. Бывает так, что вы уже нацелились на обгон, а впереди идущий автомобиль в ответ на настойчивые световые и даже звуковые просьбы не позволяет вам осуществить ваше намерение. Как он это делает?

Еще не включив левый указатель поворота, который напрочь запрещает вам обгон, впереди идущий автомобиль прижимается к осевой линии, ведя с вами как бы «силовую игру». Из-за нетерпения вы уже начинаете выходить на левую полосу движения, хотя видимость не обеспечена. И только в последнюю минуту понимаете, что водитель оберегал вас, зная, что за ним ничего не видно, а по встречной полосе движутся два «мастодонта», встреча с которыми окончилась бы плачевно.

Вот вам и разговор водителей. Мы надеемся, что вы либо сигналом, либо кивком головы и улыбкой, либо еще как-то поблагодарите вашего «ангела-хранителя». Это и есть взаимная предупредительность, вежливость, забота о безопасности на дороге.

Комментировать

Выход из автомобиля

янв 29, 11:44

В течение поездки иногда мы несколько раз останавливаем автомобиль и выскакиваем из него. Часто это заканчивается печально либо для вас и вашего автомобиля, либо для других.

Ситуация 1. Остановилась резко «БМВ» и крутой парень резко открыл дверь и ужаснулся. Прямо ему на руки упал юный велосипедист, которого только перед торможением обогнал автомобиль. Велосипед вдребезги, дверь отогнута, велосипедист в синяках и ссадинах (хорошо без переломов), крутой водитель со свернутой скулой. Для велосипедиста был устроен своего рода капкан.

Ситуация 2. В узком проезде автобус проезжал мимо «Москвича», водитель которого резко открыл дверь. Дверь «Москвича» оторвана, облицовка автобуса помята. Осмотритесь, прежде чем открывать дверь, (рис. 120).



Рис. 120. Ситуация 2

Ситуация 3. У «Жигулей» на ходу резко внезапно открылся багажник и загородил обзор сзади. Водитель «Жигулей», не видя, что приближается «ГАЗ-53», готовившийся объезжать остановившийся автомобиль, — резко открывает дверь, выскакивает и... его сбивает грузовик. Трагично, но это произошло только из-за неосмотрительности.

Ситуация 4. Не разрешайте без вашего согласия выходить из левой задней двери. Вечер. У театрального заведения остановился «Мерседес». Водитель решил высадить пассажиров у парадного подъезда и затем припарковаться в специальном месте. Из левой дверцы выпорхнула девица. Подвернулся каблук и она упала под проходящий рядом автомобиль (рис. 121).



Рис. 121. Ситуация 4

Ситуация 5. Прокол шины.Очень хочется быстро посмотреть — не испортили ли покрышку. Быстро выскочил, а попутный грузовик, чтобы не сбить выскочившего водителя ушел на встречную полосу и столкнулся с легковым автомобилем, (рис 122).

Ситуация 6. Особенно тяжелые последствия наблюдаются при выходе людей из рейсового, маршрутного и туристического автобусов, (рис. 123).

Ситуация 7. Водители «мастодонтов» боятся заезжать на грязную обочину. Поэтому они останавливают автомобиль на проезжей части и выпрыгивают из своих гигантов, иногда... на капот проходящих мимо автомобилей. А иногда из-за них автомобили уходят в противоположный кювет (рис. 124).



Рис. 122. Ситуация 5

Ситуация 8. Сумерки. Обочина плохо видна. «Москвич» левыми колесами на проезжей части. Водитель вышел. Свет в автомобиле не включил. Был сбит проходящим микроавтобусом (рис. 125).



Рис. 123. Ситуация 6



Рис. 124. Ситуация 7



Рис. 125. Ситуация 8

Итак, несколько советов:
1. Прежде чем остановиться на загородной дороге, надо съехать на обочину и только тогда выйти из автомобиля.
2. При выходе из автомобиля необходимо предварительно осмотреть обстановку сзади через зеркало заднего вида, убедиться в безопасности, приоткрыть немного дверцу, если надо, еще раз просмотреть дорогу и не-спеша выйти.
3. Выйдя из автомобиля, не следует находиться слева от него на проезжей части (закуривая, осматривая автомобиль), не убедившись в безопасности.
4. Рекомендую заблокировать на легковом автомобиле заднюю левую дверцу и предупредить пассажиров, чтобы выходили из правой двери.
5. При выходе из автомобиля типа КамАЗ, МАЗ следует убедиться в безопасности, повернуться налево, немного приоткрыть дверцу и, придерживаясь за нее, выйти на дорогу, повернувшись лицом к попутному направлению движения.
7. Если на проезжей части перед вами остановился автомобиль, из которого в момент объезда может выйти водитель, то постарайтесь обеспечить интервал минимум 1,8-2 м.
8. При движении на загородной дороге, если на ней перед вами остановился автобус, то перед объездом снизьте скорость и увеличьте интервал, чтобы избежать наезда на пассажиров, переходящих на другую сторону дороги.

Комментировать