Правилами дорожного движения строго регламентированы действия водителя при совершении им дорожно-транспортного происшествия. В частности, водитель обязан остановиться и не трогать с места транспортное средство (если невозможно движение других транспортных средств — освободить проезжую часть, зафиксировав положение транспортного средства и предметов, относящихся к ДТП), вызвать «Скорую медицинскую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутной или отвезти на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение (после чего возвратиться на место происшествия), записать фамилии и адреса очевидцев, сообщить о случившемся в органы милиции и т.д.

Однако в связи с тем, что в Правилах дорожного движения нет четкого определения, что понимать под дорожно-транспортным происшествием, некоторые водители этот пункт Правил выполняют в буквальном смысле слова в любой ситуации, хотя иногда это происшествие и не стоит выеденного яйца.

Разбив стекло фары, подфарник или получив на автомобиле маленькую вмятину от стоящего у перекрестка автомобиля или даже мотоцикла, такие водители, ни с чем и не с кем не считаясь, оставляют автомобиль прямо на проезжей части (перекрестке, пешеходном переходе) и бегут сообщить о случившемся в милицию.

В это время (хотя место для объезда стоящего автомобиля и имеется) из-за высокой плотности транспортного потока начинают образовываться пробки, что часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям с более тяжелыми последствиями. Опытные водители, в основном те, кто своими силами могут устранить повреждения, стараются непосредственно на месте договориться друг с другом о компенсации за причиненный ущерб, при этом определяя вину каждого в соответствии с Правилами дорожного движения.

А те, кто не в состоянии самостоятельно отремонтировать автомобиль, попадают в более сложное положение, особенно водители-непрофессионалы, которым нужно обращаться за помощью на станцию технического обслуживания, где автомобиль принимается в такого рода ремонт лишь при наличии соответствующей справки ГАИ.

Представьте себе, что автомобиль «Жигули» слегка столкнулся с автомобилем ЗИЛ-130 или ему подобным «крепышом». На грузовике при самом придирчивом осмотре не удалось обнаружить ни малейшего повреждения, а крыло «Жигулей» слегка помято. Возникает необходимость вызова инспектора ГАИ. Водитель ЗИЛ-130 торопится, ведь он на работе, и в инспекторе у него нужды нет. Он начинает нервничать, накаляется и без того напряженная обстановка. А у водителя «Жигулей» создавшаяся ситуация влечет и дополнительные неприятности, так как ГАИ обязательно применит к нему административные санкции.

Получается своего рода замкнутый круг: оба водителя рвутся покинуть место происшествия, но прикованы к нему невидимыми цепями. В результате проигрывают все.

За любое ДТП следует нести ответственность, но формы ее должны быть значительно разнообразнее. В рассмотренной ситуации, например, водитель «Жигулей» уже «наказал» себя стоимостью ремонта и можно предусмотреть множество вариантов, как избавить обоих водителей от лишней нервотрепки. Допустим, водитель грузового автомобиля на листочке бумаги может дать расписку, в том, что претензий не имеет, указав свои необходимые данные, после чего может спокойно продолжать работать. А водитель «Жигулей» на основании этой расписки мог бы получить в ГАИ необходимые документы на ремонт автомобиля с определенными профилактическими санкциями, скажем, курсом специальных лекций по безопасности движения.

Разумеется, это не рекомендация и даже не совет. Это всего лишь попытка определиться с гибкой системой воздействий на нарушителей Правил. Ведь не случайно в некоторых развитых странах применяют в подобных случаях шкалу воздействия из нескольких сотен позиций.

Возникает вопрос: как же поступать водителю в дорожно-транспортных происшествиях подобного типа? Лучше всего ликвидировать конфликт на месте с тем, чтобы с небольшими издержками постараться отремонтировать автомобиль самому. Этот вариант имеет много преимуществ, но главные два: первое — профессиональное (приобретаются ценнейшие навыки подобного рода ремонта), а второе — моральное, заключающееся в том, что капитально отремонтированное крыло, на которое затрачены силы, нервы, средства, вдесятеро обиднее поцарапать повторно, а зничат, вы будете ездить аккуратнее.

Но это не рекомендации на все случаи жизни. Естественно, все нужно понимать и использовать в разумных пределах.

Если же ДТП повлекло за собой серьезные последствия или конфликт неразрешим конфликтующими, то необходимо на помощь призывать закон в виде Правил дорожного движения.

Комментировать