Классификация водителей по методам управления автомобилем. «Возмутитель спокойствия». После обгона одиночного автомобиля или даже колонны автомобилей такой водитель встраивается вперед и начинает тормозить и задерживать общее движение. «Дергает» и «раскачивает» всю колонну, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям. В этом случае лучше выехать из такой «дергающейся» колонны и обезопасить себя и других.

«Прижимщик». Идущий впереди вас автомобиль (рис.24) едет все время у осевой, а когда вы хотите проследовать мимо него в своем правом ряду, он включает сигнал поворота направо и одновременно туда же на-правляется автомобиль.



Рис. 24. «Прижимщик»

Советов, как избежать конфликтов в этом случае, несколько: немного снизить скорость и увеличить дистанцию, пытаясь понять его намерения; тормозить, если ситуация становится опасной; если есть возможность, попытаться обойти его слева.

«Собакевич». Он, как и гоголевский герой, всегда наступающий вам на ноги, обладает удивительным свойством вначале сделать маневр поворота, а потом посмотреть вокруг (рис. 25).



Рис. 25. «Собакевич»

Разновидность «собакевича» — водители легковых и грузовых автомобилей, которые обязательно должны хоть чуть-чуть наехать колесом на бордюр тротуара. Часто это не от неумения, а из-за небрежности и «неуважения» к элементам обустройства дороги.

«Зубило». Это один из опасных типов водителей, которые на закруглениях дорог выезжают на встречную полосу, чтобы спрямить траекторию движения и при этом меньше поворачивать руль (рис. 26).



Рис. 26. «Зубило»

Такие встречи чаще заканчиваются «моральным столкновением» — стрессом, но иногда и оторванными крыльями, которые срубаются, как зубилом. Особенно часто такие «зубило» встречаются на дорогах в сильно пересеченной или горной местности.

«Экстремист». Водитель, который не снижает скорости при ограниченной видимости: «косой» — обгоняет на крутом правом повороте; «слепой» (рис. 27) обгоняет на верхнем переломе продольного профиля. От таких водителей необходимо беречься даже на своей полосе. Спасение от них только в снижении скорости и в съезде на обочину.



Рис. 27. «Экстремист»

«Мямля» — опасный вид водителя. Основной признак такого водителя — задолго до перефестка или объезда (например, стоящего автобуса) начинает двигаться, «крадучись», снижая скорость чуть ли не до скорости пешехода.



Рис. 28. «Мямля»

Естественно, вы думаете, что он идет на поворот, и в зоне пересечения готовитесь пройти по его месту, но... в последний момент «мямля» задает стрекача в основном направлении, мешая всем встречным и поперечным. Такое вождение (рис. 28) характерно для водителей, которые плохо ориентируются на дорогах, в указателях и знаках, а также для тех, кто не имеет четкого стратегического и тактического плана поездки. Все это нервирует других водителей. Как вести себя, встретив такого водителя? Его разгадаешь не сразу, но даже при небольшом намеке на такого, постарайтесь отстать, не мешая сзади идущим, или, улучив момент, обойти его.

«Прицеп» — тип водителя, которого можно наблюдать при движении на загородных дорогах (рис. 29). Часто у таких водителей автомобили имеют переднюю часть «со шрамами». Такой водитель загипнотизирован задней частью движущегося перед ним автомобиля.



Рис. 29. «прицеп»

Не соблюдая дистанции, он жмется к заднему буферу впереди идущего автомобиля и бывает наказан. Но, к сожалению, не только он. Есть несколько методов, рассчитанных на то, как избежать подобных инцидентов: чуть-чуть снизить скорость и держать ее очень ровной. «Прицеп» не выдержит и обгонит.

«Прилипала» (вариант «прицепа») — тип водителя, которого можно чаще наблюдать при движении в городских условиях (рис. 30). Поведение его объясняется «гипнозом» расстояния между автомобилями, которое было при остановке перед перекрестком.



Рис. 30. «Прилипала»

Водители этого типа, трогаясь после остановки перед перекрестком и увеличивая скорость, почему-то дистанцию между автомобилями не увеличивают. Такая манера движения еще не очень опасна до скорости 50 км/ч и даже имеет свою положительную сторону, так как при этом перекресток значительно быстрее освобождается для пропуска автомобилей в поперечном направлении. Но при дальнейшем увеличении скорости и при подъезде к следующему перекрестку движение вплотную зачастую приводит к нежелательным последствиям.

Избежать этого явления трудно, но можно, если, разгоняясь, с самого начала движения увеличивать немного дистанцию от сзади идущего автомобиля. Это необходимо для того, чтобы «прилипала» не ударил вас, если передний автомобиль резко затормозит. У вас будет достаточная дистанция, чтобы затормозить более плавно и оставить автомобиль «прилипалы» с целым капотом.

Еще один способ избежать удара сзади (если вы заметили за собой «прилипалу») состоит в том, чтобы разгоняться очень плавно, сдерживая «прилипалу», и не обращая внимания на его агрессивность. Кроме того, он будет все время настороже. Этот метод влияет на воспитание «прилипалы».

«Резинщик» — тип водителя, противоположный «прилипале». При трогании автомобилей с места «резинщик» сразу начинает отпускать передний автомобиль, «растягивая» дистанцию, т.е. как бы натягивая резину рогатки. После того как первый автомобиль набрал постоянную скорость, второй идет еще в режиме разгона, чтобы достичь скорости первого. И вот, когда второй вышел на режим первого, по каким-то причинам первый вдруг начинает резко тормозить. Виноват в этом, конечно, и водитель первого автомобиля, но тяжелые последствия наступают не только для него.

Водитель второго автомобиля не может быстро переключиться с режима разгона на режим торможения и в результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Для водителя второго автомобиля такое состояние можно определить как прерванное трогание, аналогичное авиационному прерванному взлету, когда самолет еще не в небе, но уже и не на взлетной полосе. Прерывание такого процесса всегда чревато катастрофой.

Избежать таких инцидентов можно синхронным тро-ганием с места и последующим очень плавным движением, не давая «резинщику» увеличивать дистанцию («натягивать резину» для возможного удара). Другой способ — прямо противоположный — мгновенно оторваться от «резинщика» и обеспечить себе безопасную дистанцию. Неплохо при этом сменить полосу движения.



Рис. 31. «Осевик»

«Осевик». Есть водители грузовых и легковых автомобилей, который стремятся двигаться как можно ближе к осевой линии (рис. 31), считая, что все встречные автомобили должны сторониться, создавая им условия для такого движения. Это очень опасный тип водителя, так как он загипнотизирован осью дороги. С таким водителем и на самом деле не стоит «проводить беседу» на дороге, а необходимо, действительно, сторониться его, как чумного. Долго он так не проездит. Ведь на дорогах встречаются и другие «осевики».



Рис. 32. «Молния»

«Молния». Такой водитель двигается, мгновенно меняя свое положение на дороге и прокладывая свой путь по неисповедимым законам (рис. 32). Никто из наблюдающих за таким водителем не может определить, куда он двинется в следующий момент и в кого ударит. Если водитель типа «молния» управляет автомобилем на влажной или снежной дороге, то можно видеть, что траектория следов его движения зигзагообразна. Когда такой водитель не мешает вам, не обращайте на него внимания. Это сделает сотрудник ГАИ. Если это за городом, дайте три коротких сигнала, чтобы «заземлить молнию». Если же после сигналов успокоение не приходит, то это хроническая болезнь, которую нужно лечить на воскресных лекциях в ГАИ или с метлой в руках на автобазе.



Рис. 33. «Фигаро»

«Фигаро». На протяжении всего маршрута меняет полосы движения, петляя, как заяц (рис. 33). Иногда это даже полезный и безопасный «фигаро», поскольку он использует малейшее свободное пространство и быстро уходит из основной группы автомобилей, освобождая место для других. Но чаще он все же вызывает усмешки водителей, так как все равно у каждого перекрестка стоит с нами на одной стартовой линии.



Рис. 34. «Слаломист»

Может ненароком и задавить или ударить. Но этот водитель почти всегда безопасен, если близко нет перекрестка (в противном случае он может всех «перекрестить» своим внезапным появлением). И обычно же «слаломист» идет на скорости большей, чем другие, и тем не доставляет остальным неприятностей, если они сами не будут шарахаться в сторону.



Рис. 35. «Многополосник»

«Многополосник». В отличие от многостаночника не приносит пользу. Пожалуй, вернее было бы назвать его междуполосником. Автомобиль такого водителя всегда едет между двух полос (рис. 35), поэтому следующие за ним не могут нормально двигаться по своим полосам с нужной им скоростью. К этой же категории относятся и водители, которые едут обычно по своей полосе, но на перекрестке у линии «Стоп» ухитряются остановиться так, что в первом эшелоне вместо пяти-шести автомобилей размещаются три. На крупных перекрестках сдерживать размах подобных водителей помогает разметка.

«Капкан». Есть водители, которые, достаточно резко выехав из бокового проезда на основную дорогу, через несколько десятков метров также шустро сворачивают с нее в другой проезд. При этом они не обращают внимания на других участников движения и часто как бы ловят в капкан или, применяя хоккейную терминологию, «принимают на корпус» пытавшегося обогнать их неосторожного водителя с основной дороги, который думал, что раз уж автомобиль выехал на магистраль, то он вряд ли будет тут же съезжать с нее. Совет попавшимся «в капкан» может быть один (если уже поздно тормозить или проскочить с разгона) — «под ручку» въехать с «капканщиком» в боковой проезд. Начинать сигналить звуком нужно только после того, как вы оба полностью въедете на ненужную вам дорогу. Скорость при этом надо уже подбирать под того, кого вы взяли «под ручку».



Рис. 36. «Торопыга»

«Торопыга». Вызывает самое большое опасение, выезжая из ворот (рис. 36) или из переулка на основную магистраль. Он не станет ждать. Он поворачивает на улицу без подготовки, а потом иногда и не спешит.

«Растяпа». Раз включив указатель поворота, фары или подфарники в тоннеле, продолжает ехать с ними до тех пор, пока не спохватится или не попадет в дорожно-транспортное происшествие. Опасен тем, что дезориентирует других водителей, создавая при этом непонятные ситуации (рис. 37). Включенные подфарники, правда, не вызывают таких ситуаций, но они — первый признак того, что перед вами водитель — «растяпа». И сваливать в данном случае на усталость или утомление нечего. Если устал, надо отдохнуть, а заставлять десятки людей думать, почему он показывает, что едет направо, а поворачивает налево, слишком большая потеря для всех.



Рис. 37. «Растяпа»

Такой маневр на дороге — это обман, за который нужно наказывать. И чем на большей скорости продемонстрирован этот обман, тем строже должно быть наказание.

Также плохо, если водитель делает маневры, не сигнализируя об этом заранее. Такие нарушения особенно часто наблюдаются у водителей грузовых автомобилей и еще более часто у водителей автомобилей-фургонов.

«Сено-солома». Пример «растяпы», который нам приходилось не раз наблюдать: впереди, посередине своей полосы движется автомобиль. Вот он начал чуть-чуть замедлять ход и значительно ушел вправо почти вплотную к обочине. Сигналов никаких нет. Водитель сзади идущего автомобиля вполне резонно считает, что сейчас будет остановка первого автомобиля на обочине или съезд вправо. И он начинает обгон. В это время первый автомобиль резко поворачивает влево. Обычно это кончается без жертв, но бывает и так, что сгорают оба автомобиля, так как задний автомобиль бьет в заднюю часть переднего или в бак под кузовом.

«Дачник». Некоторые водители, привыкшие ездить по сельским дорогам, не отработали в себе правила оповещать водителей задних автомобилей, выезжая с местной дороги на основную, видя, что та слева и справа пуста. Это и закрепляется у него в привычку. В полной уверенности, что дорога по-прежнему пуста, он и движется до того места, где ему нужно свернуть. А так как съезды на местных дорогах достаточно узкие и съехать с них можно только под большим углом к основной магистрали, то водитель и забирает сначала вправо, чтобы затем, не снижая скорости, въехать на знакомую ему и невидимую для других дорогу, ведущую иногда... в больницу, иногда... к вечному покою. И все это из-за того, что в голове у него, как в остановившемся калейдоскопе отпечаталась только одна картинка пустынной дороги.

«Слепила». К этому типу относятся водители, упорно не переключающие свет с дальнего на ближний при встрече с другим автомобилем (рис. 38). Это чаще всего делают водители автомобилей большой грузоподъемности, которых на их «тропе» не очень беспокоит встречный свет. Они забывают, что водители легковых автомобилей сидят гораздо ниже и по сути их глаза находятся почти на уровне фар грузовых автомобилей.

Бывает и «задний слепила». Это тот, кто идет где-то в колонне, не включая дальний свет и слепя водителей передних автомобилей через зеркало заднего вида. Правда, в последних моделях отечественных автомобилей (легковых) зеркало заднего вида можно поворачивать из дневного положения в ночное. Но все же лучше, если у идущего сзади автомобиля фары переключены с дальнего света на ближний.

С «передним слепилой» сладить трудно, а спорить, кто ярче и кто сильнее светит, не советуем. А вот с «задним слепилой» иногда приходится разговаривать «автомобильной мимикой». Сначала включите 3 раза стоп-сигнал. Если это не помогает, включите попеременно секунд на пять то левый, то правый указатель поворота. Следующий по порядку метод — несколько раз слегка притормозите, включая каждый раз правый указатель поворота и приглашая тем самым «слепилу» выполнить маневр обгона. Если и это не помогает, остановитесь и пропустите водителя-труса, который боится первым ехать в темноту, но не понимает неуютного положения коллеги, которого он слепит через зеркало заднего вида.

Опытные водители едут, чередуясь, т.е. меняют друг друга в качестве лидера. Задние при этом не включают в фарах дальний свет, надеясь, что лидер в случае опасности предупредит их или снизит скорость до безопасной.



Рис. 39. «Эгоист»

«Эгоист». Умеет остановиться так, а иногда и оставить автомобиль в таком месте и в таком положении (рис. 39), что его не объедешь. Особенно опасно встретить автомобиль подобного водителя на темной улице. Да и днем с таким бывает трудно. Еще хорошо, если он сидит в автомобиле и дремлет. При сигнале может и отъехать. А есть такие водители, что бросят наискосок свой автомобиль, а сами — в столовую или домой. Потом еще и ругаются, что их автомобиль либо поцарапали, либо переставили на другое место.

Иногда водитель ставит автомобиль так: одно колесо на тротуаре, второе на газоне, а два других на проезжей части очень узкого подъезда к дому. Если временно что-то нужно разгрузить, пожалуйста, но затем следует освободить проезд. Опытные водители следуют всегда пословице «Подальше положишь—поближе возмешь». Если удобное место для стоянки находится в 50... 100 м от места вашего «присутствия», то, конечно, лучше оставить автомобиль там.

«Законники». Водители такого типа соблюдают Правила дорожного движения с«упреждением», как, например, охотники, которые стреляют по движущейся мишени. Водители-«законники» (и они считают это правильным) начинают резко тормозить задолго до начала свечения не только красного, но и даже зеленого мигающего сигнала светофора, сдерживая за собой все автомобили, которые безопасно и согласно правилам успели бы преодолеть пересечение (рис. 40). В результате на автомобильной дороге происходят дорожно-транспортные происшествия.



Рис. 40. «Законник»

Такие водители надоедают, мешают, нервируют примерно так же, как тихоходный транспорт, движущийся по автомагистрали. Самое удивительное то, что «законников» трудно убедить в неправильности подобного поведения. Связываться с такими водителями не следует. Это обычно желчные, недалекие люди, которые к тому же не понимают юмора.

Одна из разновидностей «законников» — водители, которые все хорошо знают (и теорию автомобиля, и, конечно, Правила дорожного движения, и все другие законы), но плохо ориентируются в том, что делают другие на дороге. Они думают, что закон полностью защищает их в любых ситуациях, и если они будут его строго соблюдать, даже не обращая внимания на других, то им обеспечена полная безопасность движения. У такого «законника» на глазах словно бы шоры, которые мешают ему даже из автомобиля, остановившегося у пешеходного перехода, заметить в трех шагах своих хороших знакомых. Этот тип водителей характеризуется остекленевшим взглядом, который он простирает только перед собой и иногда, собрав все силы и пересилив «впередсмотрение», с недовольной миной переводит на зеркало заднего вида.

Несмотря на неукоснительное соблюдение правил, управлять автомобилем «законник» не умеет и не научится, потому что подсознательно боится этого.

Иногда с «законником» происходит следующая неприятность, корни которой лежат в его стремлении мгновенно выполнить любой сигнал светофора или регулировщика. Если такой водитель увидит желтый сигнал светофора даже при проезде линии «Стоп», он резко тормозит и останавливается, как вкопанный. Вот тут-то в него и «бьют» сзади идущие автомобили. Или, например, работник ГАИ показал жезлом в землю (причем энергично), и водитель-«законник» останавливает автомобиль сразу, не оглядываясь и не озираясь. Опытный же водитель сначала примет все меры, чтобы предотвратить удар сзади, а потом уж остановится. Поэтому не рекомендуется останавливаться мгновенно. Не будьте «законником», иначе вы можете получить гораздо больше неприятностей от удара сзади, чем от выговоров инспектора.

«Рак-отшельник». Некоторые водители постоянно «возят» с собой причину дорожно-транспортного происшествия, как рак-отшельник свою раковину (рис. 41). Попадая в дорожно-транспортное происшествие, они, как правило, ссылаются на внезапность возникновения критической ситуации.



Рис. 41. «Рак-отшельник»

На самом деле она возникает из-за отсутствия навыков, умения, опыта и тренировки, а главное из-за нежелания думать при управлении автомобилем и развивать в себе способности предвидеть обстановку хотя бы на 10 с вперед. Что значит «наезд произошел внезапно»? И почему у опытных водителей почти не бывает внезапностей? Они возникают только в том случае, если водитель не очень хорошо знает состояние дороги, автомобиля и свое собственное.

Так, после проезда на воде накладки тормозных колодок теряют свои фрикционные свойства. Если вы двигались до этого с небольшой дистанцией, то необходимо ее увеличить. Иначе получается следующее. Водитель впереди движущегося автомобиля еще до проезда лужи затормозил. При этом тормозные колодки прижались к барабанам и вода между ними не попала, а вы этого не сделали. После выезда из большой лужи водитель первого автомобиля затормозил, как обычно, и остановился, как обычно. Вы же затормозили, как обычно, но остановились, к сожалению не так, а на гораздо большем расстоянии, поскольку тормозной путь вашего автомобиля удлинился против обычного. Вот вам и внезапный наезд, которого при известной предусмотрительности можно было избежать. Для этого необходимо поступить так же, как водитель первого автомобиля в момент проезда лужи, или, если вы этого не сделали, то значительно увеличить дистанцию, помня о том, что торможение мокрыми тормозными колодками менее эффективно.

Если вы видите, что впереди идущий автомобиль с отрывом подпрыгивает при наезде на неровности дороги, то следует притормозить свой автомобиль заранее. Иначе может получиться так. Первый автомобиль подпрыгнул и остановился. Его двигатель «заглох». Ваш автомобиль подпрыгнул и продолжает движение. Тут вы увидели, что передний автомобиль находится чересчур близко, нажали на педаль тормоза, но... воздух не может затормозить колеса. Результат — разбита передняя часть вашего автомобиля из-за еще одной досадной неожиданности.

«Прикладник». Отсутствие навыков поведения во время дорожно-транспортного происшествия чревато очень тяжелыми последствиями. Многие водители и пассажиры гибнут, казалось, бы при очень простых дорожно-транспортных происшествиях. Опишем лишь такой случай. Узкая дорога, два встречных автомобиля. Большой грузовой и небольшой легковой (рис. 42). И вот в момент проезда мимо друг друга легковой автомобиль своей задней частью цепляется за среднюю или даже переднюю часть грузовика.



Рис. 42. «Прикладник»

Казалось бы, что тут сложного — «чиркнул» и все. Опытный водитель при этом делает так: как только он чувствует сбоку удар, то увеличивает скорость движения и в крайнем случае с отогнутым буфером или поврежденным задним крылом выходит «победителем» (часто не останавливаясь до самого гаража; вот это выдержка!) движется дальше.

Для неопытного водителя это почти всегда кончается дорожно-транспортным происшествием, так как при малейшем скрежете металла о металл он бросает педаль управления подачей топлива и, что еще хуже, нажимает на педаль тормоза. Удар из разряда касательных переходит в «боковой прикладной» (в смысле приложиться боком). Что же происходит при таком ударе? Два автомобиля со страшной силой «складываются» друге другом, как режущие части ножниц. Точкой вращения является место первоначального касания. Иногда даже бывает так, что удар из разряда «бок-бок» переходит в разряд «лоб-лоб», который почти всегда кончается дорожно-транспортным происшествием (с катастрофическими последствиями).



Рис. 43. «Мотоциклист»

«Мотоциклист». Всем известно, как ездят некоторые мотоциклисты, как шустро шныряют между автомобилями, как круто заворачивают. Есть водители автомобилей, которые поворачивают рулевое колесо сразу на 90е. Это явные мотоциклисты в худшем смысле слова (рис. 43). Настоящий же автомобилист эти 90е разложит на шесть частей по 15е, на девять частей по 10е или в крайнем случае на три части по 30е.

Если вы чувствуете в себе «мотоциклетное начало», то наш совет — не становитесь водителем транспортных средств по перевозке пассажиров или длинногабаритных грузов. Жидкость тоже не возите. При неполной цистерне может получиться гидравлический удар. Металл возить можно, но без прицепа. В противном случае сломает борт или автомобиль опрокинется.

Разновидностью «мотоциклиста» является «скорово-рот». Его прозвали так из-за того, что он резко и на большой угол поворачивает рулевое колесо. Такое прозвище пристало к тем водителям, которые поворачивают в переулок, на петлю съезда или просто на закруглении дороги малого радиуса без снижения скорости. Что творится при этом в салоне или кузове автомобиля, его не интересует.



Рис. 44. «Гонки с тенью»

Гонки с «тенью». Иногда опытному водителю бывает и смешно, и грустно. Это бывает тогда, когда он видит специалиста по гонкам с «тенью». Что это за водитель? Такой водитель на своем автомобиле обгоняет все транспортные средства. А когда некого обгонять, то старается обогнать свою тень (рис. 44). Это такой тип водителя, который равнодушно не может видеть впереди себя никого — даже свою тень. Особенно раздражают его обгоняющие автомобили. Но надо помнить, что на дороге первым никогда не будешь.

И вот гонит такой водитель напрополую. Гонит и гонит, хотя необходимости в этом нет никакой. Для того, чтобы убедить его в нецелесообразности таких методов управления, нужно много энергии. Это опасный тип водителя, но не для других, а для себя. Его недостаток — водительская распущенность, переходящая в хроническую болезнь типа алкоголизма. Это своего рода маньяк, который, преследуя свои, не всегда четко сформулированные цели, не брезгует никакими методами. Водитель управляет автомобилем на пределе, а иногда и выше своих профессиональных возможностей. Спасает его от дорожно-транспортных происшествий только случайность. Такой водитель быстро стареет и как водитель, и как человек.

Могут сказать, что через этот этап проходит каждый водитель. Правильно. Но большинство преодолевает его вскоре после начала вождения, а вот некоторые так и остаются на стадии этой «детской болезни».

Классификация водителей по способу посадки на рабочем месте «Коршун». Хороший водитель даже в критических ситуациях не вцепляется в рулевое колесо мертвой хваткой и не впивается широко открытыми «остекленевшими» глазами в дорогу. Спокойная посадка, нормальный открытый взгляд, который, однако, все видит и все замечает, — вот основные признаки хорошего водителя.

Что произойдет, если водитель навалится на рулевое колесо и вцепится в него? А вот что. При необходимости быстро повернуть рулевое колесо, локти упрутся в бока и, пока вы будете отодвигаться назад, чтобы увеличить амплитуду действия рук, пройдет как раз столько времени, сколько необходимо, чтобы остановиться перед препятствием. Водитель типа «коршун» (рис. 45) из-за сильного наклона корпуса вперед, как правило, не может быстро (хотя ему так и хочется рвать и метать) переставлять ноги с педали на педаль.



Рис. 45. «Коршун»

Передачи такой водитель обычно переключает с большим пренебрежением отмахивающимся жестом (как-будто бы делает кому-то большое одолжение).
Подобным водителям кажется, что они не чувствуют усталости при управлении автомобилем и, выходя из него, они пр-прежнему готовы ехать хоть на край света, а то, что у них устала спина, кружится голова, болят плечи, они относят за счет чего угодно, но только не за счет плохой посадки на рабочем месте. Они не верят, что можно устать, управляя автомобилем и что эта усталость во многом зависит от типа посадки. Часто такие водители жалуются на боли в шее. Это происходит из-за большого напряжения, возникающего при стремлении удержать голову в неудобном, постоянно наклоненном вперед положении.

Как же все-таки избавиться от привычки быть «коршуном» при управлении автомобилем? Сначала надо установить причины такой посадки, а их три: физиологические и психологические особенности водителя; очень большой наклон спинки сиденья назад (спинка «сломана»); очень низкое или высокое расположение сиденья. В результате водителю приходится подтягиваться за рулевое колесо, чтобы что-то увидеть через лобовое стекло. Подогнать сиденье водитель должен таким образом, чтобы было удобно сидеть, и все было «под рукой» и «под ногой».

«Надсмотрщик». Это водитель, который постоянно за всеми наблюдает и, когда надо и когда не надо, собирает информацию. Все время крутит головой и корпусом (рис. 46). Все время что-то ищет, а чего — сам не Знает.



Рис. 46. Надсмотрщик

Из-за этого автомобиль его начинает «рыскать». На это время водитель перестает быть «надсмотрщиком», но лишь ненадолго и для того, чтобы удержать автомобиль на заданной траектории. Как только автомобиль опять начинает идти нормально, «надсмотрщик» начинает свои ужимки, при-саживания и наклоны корпуса, высовывание в окно, наклоны в сторону рядом сидящего пассажира.

Одна из разновидностей «надсмотрщика» — «жираф». Сидит в кабине автомобиля, как аршин проглотил и, медленно поворачивая голову и корпус, обозревает дорожные просторы и дали. Он не видит только того, что делается в непосредственной близости от его автомобиля.

Как же из хорошего, но опасного надсмотрщика сделаться тоже хорошим, но безопасным наблюдателем? Довольно несложно. Необходимо из любопытного превратиться в любознательного и интересоваться в первую очередь тем, что имеет непосредственное отношение к безопасности движения автомобилей.

«Пижон». В модном плаще с поднятым воротником, который не дает возможности откинуть голову назад, так как тогда модная шапка, упершись в воротник, налезет ему на глаза (рис. 47). Высоко поднятый мохеровый шарф с длинным ворсом мешает ему, как следует, рассмотреть ближнюю часть дороги.



Рис. 47. «Пижон»

Значительную часть лица обычно закрывают громадные черные очки. Обмотанное рулевое колесо, пухлые не по сезону перчатки, модные ботинки с огромным рантом или высокими каблуками — все это не создает условий для безопасного управления автомобилем.

В самый неподходящий момент шарф налезает на глаза, т.е. на очки; обмотанное рулевое колесо в сочетании с «водолазными» перчатками не позволяет быстро сделать маневр в плане; ноги, вернее ботинки, остаются прищемленными одной или двумя педалями. И вообще, такие типы, сидящие в автомобиле, напоминают Тарта-рена из Тараскона и других аналогичных литературных героев, у которых самомнение явно превышает их действительные возможности.

«Хромой на руку». Левая рука высунута из окна (рис.48) и либо похлопывает по двери с наружной стороны, либо держится за водосток на крыше. Когда это на магистрали и скорость невысока (70—80 км/ч), то такое поведение прощается.



Рис. 48. «хромой на руку»

Но вот такой «однорукий» движется по горной дороге. По его лицу видно, что на закруглениях ему очень трудно управлять одной рукой, да еще когда чуть ли не полтуловища высунуто в окно. И достаточно на кривой чуть-чуть усложниться условиям, как у водителя не хватит «полуфизических» возможностей, чтобы справиться с автомобилем. Опытные водители не любят «пижонить». Они высовывают поочередно руки лишь для того, чтобы просушить ладони после напряженного держания за обод рулевого колеса.

Классификация водителей по методам управления автомобилем в условиях транспортного потока. «Коллективисты». Такие водители стихийно, сами того не подозревая, собираются в стадо (рис. 49) или даже колонны протяженностью более 100... 150 м. Даже на двух-или трехполосной дороге обогнать такое «стадо» почти невозможно. Поэтому следует все-таки иногда осматривать свое окружение и создавать «островки безопасности», которые могут быть использованы маневрирующими автомобилями. Как это сделать? За городом понятно как, а в городе этого делать вообще не надо, так как здесь помогаютсветофоры, который создают окна в 30-45 с.



Рис. 49. «Коллективисты»

«Остряк». Любитель острых ощущений, но не своих. Водитель этого типа может из третьего и даже четвертого ряда в зоне пересечения направить свой автомобиль наперерез всем другим (рис. 50), что заставляет других действительно испытывать острые ощущения — страх получить тупой удар. Еще хорошо, что водитель пронесется значительно быстрее, чем остальные приблизятся к нему. И испугаться не успеешь. Угадать такого водителя с его маневром почти невозможно.



Рис. 50. «Остряк»

Совет в данном случае мы может дать только такой — никогда не старайтесь проскочить перед ним. Если вы видите, что невозможно ни объехать, ни пропустить такого «остряка», выход один — попытайтесь круто повернуть вправо, но под как можно меньшим углом, и так «под ручку» совершить с ним маневр, стараясь не стать вторым «остряком», чтобы не вызвать цепную реакцию у остальных.

«Первопроходец». Обычно он подъезжает к перекрестку или пешеходному переходу в момент переключения светофора с красного на зеленый по свободной полосе (если таковая оказалась) и, не снижая скорости, обходит только что тронувшиеся с места автомобили(рис. 51). Это прямое нарушение Правил дорожного движения.



Рис. 51. «Первопроходец»

У «первопроходцев» желание быть лидером, стремление к сомнительному превосходству преобладает над необходимостью соблюдать Правила, что приносит много бед, особенно, когда такой маневр производиться как бы протискиванием по крайнему правому ряду.

Пешеходы и водители, заканчивающие пересечение перекрестка по перпендикулярному направлению, психологически чувствуют себя в большей безопасности у правого края проезжей части, чем в ее середине, и поэтому на последнем метре до конца пересечения ослабляют внимание. Поэтому их обход на автомобиле слева относительно (именно относительно) безопаснее обхода справа, что все равно не оправдано не только с точки зрения Правил дорожного движения, но и прежде всего по логике развития дорожно-транспортной ситуации.

Когда вы стоите у светофора и рядом с вами свободная полоса, поглядывайте в зеркало заднего вида. Если вы увидели быстро приближающийся на соседней полосе автомобиль, то за его рулем может оказаться «первопроходец». Постарайтесь побыстрее оценить обстановку: прикиньте, скоро ли включиться зеленый сигнал, сколько пешеходов переходит дорогу и как быстро они пытаются это делать, посмотрите как можно шире, но быстро. Ну, а если вы заметили приближение опасной ситуации, подайте сигнал поворота в стороне полосы, по которой движется «первопроходец».

Можете даже сделать небольшое осторожное движение в ту сторону, чтобы охладить его.



Рис. 52. «Шутник»

«Шутник». Может «пошутить» с пешеходами, обдав их грязью из лужи (рис. 52), въезжая во двор, напугать пожилого человека резким звуковым сигналом, загородить проезд или проход пе-шеходам и другим автомобилям. Среди таких «шутников» встречается и категория «верблюдов», любящих плевать из кабины, не посмотрев куда и в кого. В общем, это малоприятный тип.



Рис. 53. «Неряха»

«Неряха». Внешний вид автомобиля непривлекателен. Груз в кузове не закреплен (рис. 53). Из кузова или льется жидкость, или на большой скорости вдруг взлетает пачка брошюр, мешка два опилок, извести или другого сыпучего материала. Например, многие автомобили, возящие цементный раствор, оставляют свои «визитные карточки», которые затвердевают на асфальтобетонном покрытии дороги и доставляют много неприятностей другим водителям. Кстати, имейте в виду такой подтвержденный статистикой факт, что с теми автомобилями, которые имеют неопрятный вид, дорожно-транспортные происшествия случаются гораздо чаще, чем с опытными автомобилями. Так что держитесь от «нерях» подальше.

Классификация водителей по методам перевозки пассажиров. «Нервотреп». Мы не думаем, что вы из тех водителей, которые, выезжая из дома в короткую поездку (не говоря уже о длинном рейсе), начинают рассказывать пассажирам о возможных неисправностях своего автомобиля (рис.54). Причем «нервотрепы» ведут речь о тех неисправностях, которые в конце концов и, наверное, в этой самой поездке могут привести к тяжелым травмам каждого.



Рис. 54. «Нервотреп»

На пассажиров, да еще не очень разбирающихся в устройстве автомобиля, такие рассказы оказывают гнетущее впечатление. В салоне устанавливается напряженная тишина. Все внимательно вслушиваются, каждую секунду ожидая, что что-то у автомобиля отвалится или взорвется. Постепенно у пассажиров начинается невроз и еще до того, как водитель расскажет, что у автомобиля может оторваться карданный вал и ударить по ногам, сломаться полуось и автомобиль может опрокинуться, что он может взорваться от неисправного глушителя, они готовы выскочить из него и убежать пешком домой.

Есть и такие водители, которые бредят отсутствием давления масла, хотя указатель давления показывает более трех атмосфер; боятся, что не доедут до автозаправочной станции, а топлива фактически еще полбака и т.д. Хороший же водитель даже при наличии явной неисправности, никому не скажет об этом до того момента, пока она не будет устранена.

«Комфортабельный водитель». Думается, что вы из тех водителей, с которыми могут ездить все, начиная от крепких орешков на укачивание — матросов, космонавтов, высотников и кончая людьми, которых укачивает при одном только виде качающегося маятника стенных часов. Имеется много примеров, когда пассажир в поездке чувствует себя не очень хорошо. Нам могут заметить, что это в большой степени зависит от автомобиля. Да, это так! Но вот в том-то и дело, что водитель должен стараться вести любой автомобиль так, чтобы и линейное и боковое ускорение не превышало разумных пределов.

Некоторые водители думают, что для удобства пассажиров нужно ехать на небольшой скорости и на въезд в ворота тратить полчаса. Это другая крайность. От такой езды типа «морская зыбь» тоже бывает плохо.

«Джентльмен». Если вы предполагаете резко затормозить автомобиль, то, наверное, скажите пассажирам очень быстро с предупредительным оттенком: «аккуратно», «осторожно», «держитесь», «держитесь, тормозим» и т.д. «Джентльмен» не закурит без разрешения пассажиров, тем более, что привычка курить в автомобиле отживающая (правда, пассажиры не уважают водителей, принимая их за извозчиков), не откроет окно так, что ветер начнет гулять по ногам и шеям пассажиров. Он поможет выйти из автомобиля пожилым пассажирам, разместит и уложит вещи в кабине так, чтобы они как можно меньше мешали людям. Да и в багажнике его автомобиля всегда идеальный порядок и чистота, так что можно спокойно класть туда любые вещи, не загромождая ими пассажирского салона.

«Таксист». Это имя нарицательное и отрицательное.



Рис. 55. «Таксист»

Большинство водителей автомобилей-такси являются «комфортабельными» водителями, но попадаются и водители «таксисты». Последние отличаются абсолютно бездушным отношением к пассажирам. Они не «комфортабельные» и «джентльмены». В кабине грязно, пахнет бензином и маслом. Сам водитель тоже выглядит неопрятно, а управляет автомобилем весьма небрежно (рис. 55). На одном перекрестке трогается в течение 2 с, на другом стоит 7—10 с, когда уже горит зеленый свет, потом срывается с места и несется догонять ушедшие вперед автомобили.

С «таксистами» многие не любят ездить. И не без основания. Кому приятно дергаться в кабине, как марионетка, и вдыхать «ароматы» нефтепродуктов? Да еще и за свои же деньги. Зачастую поездка с подобным водителем кончается вынужденной пересадкой на «Скорую помощь».

«Экскурсовод». Если водитель, управляя автомобилем, начинает рассказывать о том, что на таком-то месте когда-то стоял столб, поставленный между днями рождения Пушкина и Некрасова, а у следующего столба никогда не бывал Лермонтов, то это типичный «экскурсовод» (рис. 56).



Рис. 56. «Экскурсовод»

Хорошо еще, если он с юмором, а еще лучше, если эта его черта характера не отражается на безопасности движения. «Комментатор». Не думаем, что хороший водитель, управляя автомобилем, будет беспрестанно говорить обо всем, что происходит на дороге (рис. 57). Водитель же «комментатор» не пропускает никого: увидев девушку, заявляет категорически, что шляпка не подходит к юбке, что лысый не так причесан, что старик не годится для старухи и т.д.



Рис. 57. «Комментатор»

Он может говорить на любую тему. От такого водителя вскоре начинает болеть голова.

Комментировать