Не глядя на дорогу- Известно, что опытные водители часто «не смотрят» на дорогу и некоторую часть маршрута едут «вслепую». Чем лучше дорога, тем больше времени водитель может не смотреть на нее.

Каким образом можно так управлять автомобилем? Каждый элемент дороги ассоциируется у водителя с препятствием или источником опасности определенной категории. Например, прямолинейный участок с обеспеченной видимостью и хорошим покрытием не вызывает у водителя неприятных ощущений, и он (не всегда правильно) оценивает его как высокую категорию. Если же в зону предварительного слежения попадает дорожное закругление, образ дороги в целом меняется и водитель удерживает его теперь только в измененном виде. При дальнейшем приближении к закруглению образ все время продолжает изменяться и анализируется водителем на основе памяти, рассуждении и расчетов, так как запоминаются не сами препятствия или их названия, а только рассуждения, которые раннее в подобной ситуации приводили к правильным или неправильным действиям.

Каждый маневр (или воздержание от него) завершает лишь предшествующую ему мысль, а поэтому припоминается вместе с мыслью, выражением которой он явился. Вообще дорожные ситуации запоминаются тем легче, чем конкретней, определенней и рельефней все обустройство дороги и чем последовательнее ведется дорожная трасса. Последнее означает, что каждый из участков дороги должен подготавливать «описание» следующего участка.

В представлении опытного водителя, управляющего автомобилем в стесненной или сложной обстановке, дорожная ситуация теряет внешние черты, присущие конкретным объектам, и даже их окраску. Просто водитель разделяет объекты на особо опасные, опасные, не очень опасные и совсем неопасные. В развитии дорожных ситуаций водитель мысленно намечает возможные линии движения, конфликтные точки и при этом мысленно видит не реальные объекты, а свойственные данной группе опасности, кинематические и динамические возможности и возможность избежать встреч в конфликтных точках.

Почему тормозят по-разному? Опытные и честные водители никогда не станут сваливать с себя вину на других и на дорожную обстановку, когда затормозили очень резко. Они примут вину на себя и скажут, что если бы они были повнимательнее, то такого бы не произошло.

Давайте рассмотрим свободные условия движения, которые при необходимости остановки требуют неэкстренного торможения. Так, из-за чего же происходят резкие торможения? Рассмотрим водителя-«законника» и хорошего водителя (табл. 4). Если рассматривать физическую картину явления, то можно сказать, что неопытные и опытные водители как по интенсивности, так и по числу торможений соотносятся как 5:1. Попробуйте и сами иногда, сидя рядом с водителем, подсчитать насколько больше или меньше торможений сделали бы вы.

Водители должны уделять внимание следующим параметрам: скорости движения, оценке движения окружающих транспортных средств и оценке других стесняющих факторов и, наконец, режиму торможения. Ошибки, допускаемые при выборе этих параметров, и приводят к неприятностям. Опытные водители стараются уменьшить эти ошибки (неточность восприятия, неточность решения, неточность команды, неточность исполнения и неточность корректирования в самом процессе маневра) в результате повышения внимательности, особенно на высоких скоростях движения и при ограниченных площадях. Во-дитель-«законник» же после достижения критической скорости загоняет сам себя в стрессовое состояние и вообще перестает правильно решать задачи, связанные с управлением автомобилем. И, естественно, надежность такого водителя падает до нуля. Куда же там вовремя остановить ему движущийся автомобиль!

Комментировать