Самообладание. Не бывает случаев без причин, их породивших. Это относится и к делам на автомобильной дороге. Любое, даже самое маленькое, дорожно-транпортное происшествие не может быть случайным. У него всегда есть причины.

Например, вы едете в тумане, на закруглении пропускаете дорожный знак, предупреждающий о том, что ваша дорога пересекается с главной дорогой, и вынуждены резко затормозить при появлении автомобилей, движущихся по главной дороге. В результате попадаете в дорожно-транспортное происшествие.

Но есть случаи, когда дорожно-транспортного происшествия можно было бы избежать, однако водитель, загипнотизированный скоротечностью процесса, не может выбрать правильный безопасный маневр. Не может только потому, что пугается, и при этом его психологическая и физиологическая деятельность оказывается парализованной.

Например, никаких намеков на дорожно-транспортное происшествие не было, но автомобиль вдруг резко пошел вправо и опрокинулся. Отчего это произошло? Водитель опрокинувшегося автомобиля забыл одно из основных правил управления: хотя бы раз в несколько минут смотреть в зеркало заднего вида. Он этого не делал, а смотрел только впред. Тем временем, сзади появился большой междугородный автобус. Водитель его, видя, что впереди идущий автомобиль не реагирует на световые и звуковые сигналы, пошел на обгон. Водитель же обгоняемого автомобиля очень испугался, когда слева от него с ревом пронесся огромный красный «Икарус». И места было достаточно, и никто никому не пересекал дорогу, но водитель, испугавшись, потерял контроль над своими действиями, и автомобиль перевернулся.

В этом случае непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия явился испуг водителя, а страх — плохой советчик. Возникает вопрос: почему водитель несвоевременно обнаруживает подвижные и неподвижные препятствия, а также препятствия, появившиеся неожиданно? Ответ простой. Водитель не дает себе отчета в том, что творится в зоне его внимания впереди на расстоянии (в метрах), численно равном тройному значению скорости, и сзади на расстоянии, который автомобиль проходит на 10...20 с. Если же не следить за дорогой, то в результате неожиданного появления обгоняющего автомобиля в лучшем случае наступает испуг без последствия, а в худшем бывают и неприятные последствия.

Иногда водитель успевает даже осмыслить происходящее, но на подготовку маневра и сообщение о нем другим участникам движения не хватает времени, что ставит их зачастую в безвыходное положение. Одна из заповедей водителя: необходимо себя тренировать так, чтобы в любых дорожно-транспортных ситуациях быть внимательным, замечать все нужное. Это поможет вам обеспечить любой маневр своего автомобиля (и по ходу, и в плане) при строгом выполнении Правил дорожного движения.

Бывали случаи, когда водители, неверно оценив тяжесть последствий, преждевременно впадали в панику, теряли самообладание, а иногда и умирали на месте дорожно-транспортного происшествия от шока.

Вот еще один пример, заслуживающий внимания. Автомобиль со скоростью 30...40 км/ч двигался по пустынной улице города. И вдруг совсем близко от автомобиля из ворот дома выбежали две девочки. Одна только-только успела проскочить перед автомобилем, а вторая по инерции летела под него. Рулевое управление в данном случае не помощник, так как поворачивать автомобиль бесполезно, а тормоза «были бессильны», поскольку не могут остановить автомобиль мгновенно.

Через секунду вторая девочка отлетела в сторону и упала, а первая, плача от испуга, бросилась в сторону тех ворот, откуда только что выбежала. Водитель мгновенно выскочил из автомобиля, кинулся к лежащей девочке и поднял ее на руки. Она не подавала признаков жизни. Лицо водителя побелело. Он стал медленно оседать. Ужасная мысль о том, что он виновник гибели ребенка, вызвала тяжелейший шок, который сделал свое роковое дело: водитель скончался от разрыва сердца.

Трагического финала с водителем могло бы и не быть, если бы он не потерял самообладания. Ведь девочка-то была жива и даже не получила тяжелых повреждений. Просто потеряла сознание от удара. Этот нелепый случай показывает, как важно владеть собой, умело управлять не только автомобилем, но и своими змоциями.

Ухайте властвовать собой. Водители, как и все мы, находятся во власти эмоций и способны радоваться, печалиться, тревожиться, восторгаться. И все это во время движения.

Иногда эмоции мобилизируют духовные силы и этим удваивают физические возможности человека. В других случаях они оказывают прямо противоположное воздействие: угнетают волю и психику, делают человека нерешительным, беспомощным.

Деятельность водителя связана с большим нервным напряжением и требует особой воли и умения регулировать свои чувства. Эмоциональные реакции на опасность у разных людей проявляются по-разному: одних опасность выводит из себя, вызывает настоящий эмоциональный шок, у других снижается общая эффективность деятельности, хотя поведение в основном остается осмысленным. Наконец, третьи полностью сохраняют самообладание, проявляя находчивость и сообразительность. Их реакция на опасность и есть так называемое боевое возбуждение. Оно способно активизировать психическую деятельность человека, который, преодолев трудности и победив страх, испытывает особое чувство удовлетворения.

Но у всех людей эти реакции требуют больших затрат энергии, которая, к сожалению, не восстанавливается полностью.

Ну, а что происходит с организмом водителя при критической ситуации? Внешние признаки следующие: вспотели ладони, хотя до этого были сухими; мелкая дрожь в коленях (под ними) и в руках, что объясняется неравномерностью напряжения отдельных мышечных групп; руки в предплечье слабеют и их удерживает от падения только рулевое колесо. Это также может быть причиной дорожно-транспортного происшествия; человек дышит ртом и не может установить ровное дыхание; учащенное и усиленное биение сердца, деятельность которого связана с эмоциями (ритм биения сердца является чувствительным индикатором эмоций; еще в древности по частоте и характеру биения сердца оценивали эмоциональное состояние человека); ноги становятся как бы ватными. После таких случаев хочется только довести автомобиль до гаража и никогда не садиться за руль.

Как же научиться управлять собой в таких ситуациях? Что делать в подобных случаях?

В любом случае необходимо сделать полный выдох и немного задержать дыхание. Это необходимо для принятия правильного решения.

Комментировать