Самую большую опасность в зоне автобусных остановок представляют пешеходы, внезапно появившиеся из-за стоящего автобуса. В различных дорожных условиях они вызывают от 30 до 60 случаев ДТП из каждых 100. Чаще всего это происходит там, где автобус останавливается прямо на проезжей части дороги, а ширина ее не позволяет при объездах создать достаточный интервал. Но подобное может случиться и возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств на разделительной полосе — сеток, барьеров и т.п.

Вторым по удельному весу видом дорожно-транспортных происшествий вблизи автобусных остановок является столкновение. Зачастую это столкновение автомобиля, следующего за автобусом или приближающегося к нему, когда он тормозит, или прямо на остановке. Такие дорожно-транспортные происшествия составляют 5... 15 случаев из 100. Столкновение с автобусом возможно и в иной обстановке. Скажем, когда автобусы отъезжают от остановки при отсутствии разгонной полосы или уши-рения проезжей части возле маршрутных остановок, а также при слишком близком расположении автобусных остановок друг от друга.

Просчет водителя во всех таких эпизодах заключается в неверной оценке скоростей автомобилей, а стало быть и их тормозных возможностей. Наконец, при неожиданном появлении пешехода водитель, естественно, выбирает из двух зол меньшее и, спасая человека, идет на столкновение с автобусом. Эти же обстоятельства могут быть причиной столкновения двух встречных автомобилей. Иногда в приведенных выше ситуациях водителю удается избежать и наезда, и столкновения, но при этом ему уже не хватает ширины проезжей части дороги, автомобиль оказывается в кювете, под откосом и т.п. Такие съезды с дороги составляют 3...10%.

Мы обращаем особое внимание на автобусные остановки потому, что здесь создаются наиболее частые помехи движению и на загородных дорогах и в городах. У автобусов городского сообщения, например, остановки расположены через 500...800 м, у пригородных через 800...2000 м.

Следовательно, каждая из них на протяжении маршрута 20...30 раз может стать потенциальной угрозой для водителя. Если же сюда прибавить и все останавливающиеся на проезжей части или на обочине автомобили, то легко представить себе, как часто возникают эти опасные ситуации. Лишь одна треть дорожно-транспортных происшествий заканчивается здесь более или менее благополучно. Вообще же 50% пострадавших получают тяжелые ранения и в результате почти половина из них гибнет.

От краткой оценки опасностей обратимся к причинам происшествий. Главная из них в том, что в зоне автобусных остановок резко ограничивается обзорность. Казалось бы, убавь скорость — и все будет в порядке. Но в том-то и дело, что большинство водителей не знает, в каком месте и насколько нужно снижать скорость и какие еще принимать меры.

Наиболее типичные подобные ситуации: пешеход выходит из-за передней части автобуса (рис. 114), из-за задней (рис. 115) и закрытый обзор (рис. 116). Водитель при закрытом обзоре так разлетелся при подъезде к остановке, что уж лучше бы взлетел и перепрыгнул. Жаль, что трамплина, как в автородео, нет.

Интересно, всегда ли человек может идти напролом, если не видит, куда он идет? Попробуйте что-либо сделать с закрытыми глазами. А на дороге (рис. 117) «можно» и развернуться с «закрытыми глазами».

Каким же принципам нужно следовать, чтобы самому не попасть в статистические сводки, данные из которых приведены выше?



Рис. 114. Ждите пешехода спереди автобуса

Наезды на пешеходов чаще всего приходятся на двухполосные автомобильные дороги и необорудованные остановки, где автобус останавливается просто на краю.



Рис. 115. Опасность при встречном разъезде с автобусом



Рис. 116. Имейте необходимую дистанцию



Рис. 117. Опасный маневр без подготовки



Рис. 118. Внезапное появление ребенка, спешащего на автобус



Рис. 119. Трамвайная остановка требует внимания

Автомобиль может заскользить на лягушке так же, как иногда и человек на арбузной корке или на банановой кожуре.

Но не только люди и техника гибнут при катастрофах.

Часто жертвами ДТП становятся животные: кошки, собаки, лоси и др.
Несжсшысо заповедей: прежде чем «вильнуть» от голубя на проезжей части, осмотритесь: вместо голубя может погибнуть человек.

Если дорогу плотно «охватывает» сплошной лес, остерегайтесь: лиса, кабан, заяц, олень и другие обитатели леса могут выйти на дорогу, считая ее своей территорией.

Если же столкновение с животным неизбежно, старайтесь, если это возможно, не бить животных передней частью автомобиля, пускайте их по касательной вдоль кузова, если это легковой автомобиль.

При встрече с большими животными (лось, олень, кабан и др.) прикажите пассажирам «упасть» между сиденьями.

Комментировать