Непроизвольное внимание. Для того чтобы управлять автомобилем в сложной дорожной ситуации, водителю необходимо точно дифференцировать свои действия в пространстве и во времени. Чтобы исключить опасность, восприятие информации должно быть быстрым и высококачественным. Это возможно только благодаря высокому уровню развития многих психических процессов и особенно внимания, которое служит организующим фактором процесса восприятия. Физиологической основой внимания является концентрация раздражительного процесса в определенном пункте коры головного мозга, а биологической основой — ориентировочный рефлекс.

Внимание по уровню активности процесса может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное внимание в основном определяется непосредственно предметами внешней обстановки. Хочешь, не хочешь, но если глаза открыты, то в них попадает все то, что есть в поле зрения. У водителя при управлении автомобилем непроизвольное внимание может быть вызвано как объектами, не имеющими непосредственного отношения к дорожной обстановке (реклама, человек в яркой одежде, дома, деревья и др.), так и объектами дорожной обстановки, появившимися в поле зрения водителя.

Произвольное внимание. В работе водителя оно является основным и характеризуется тем, что водитель на основании анализа дорожной обстановки и опыта работы настраивает психофизиологический механизм своего пространственного восприятия на определенный вид и варианты раздражителей, реакция на которые заведомо уже известна и при реализации не требует значительных физических и эмоциональных усилий.

Непроизвольное внимание может способствовать или мешать переходу внимания в произвольное. Так, если непроизвольно воспринятые объекты (не имеющие прямого отношения к управлению автомобилем) имеют интенсивность раздражения большую, чем объекты дорожной обстановки, водитель отвлекается. При этом ухудшаются условия восприятия важных для него объектов — дороги, дорожных знаков, автомобилей, пешеходов и др.

Произвольное внимание как элемент сознательной организации процесса восприятия в зависимости от характера деятельности, объектов внимания и особенностей личности водителя, может быть оценено посредством объема и напряженности внимания.

Объем внимания определяется числом объектов, которые могут быть одновременно охвачены вниманием (восприняты).

Напряженность внимания как мобилизация активности человека, в свою очередь, характеризуется концентрацией, устойчивостью и распределением. Опытный водитель никогда не будет одновременно охватывать шесть-восемь объектов, или три-четыре знака. Он объединяет все объекты таким образом, чтобы точек сосредоточения его восприятия было бы не более четырех.

Концентрация (интенсивность) внимания — это степень его напряженности при восприятиии объекта, и чем больше концентрация внимания, тем полнее и отчетливее восприятие объекта.

Грамотный надежный водитель концентрирует свое внимание не всегда одинаково: на перекрестке он ищет шесть-восемь точек опасности (конфликтных) при обычном движении, на прямой и хорошей дороге — одну-две точки.

Под устойчивостью внимания понимают способность длительно поддерживать состояние внимания на выполнении одной задачи и на предметах, имеющих непосредственное отношение к этой задаче. Отсутствие устойчивого внимания резко сказывается на качестве выполняемой работы, а его продолжительность зависит от квалификации водителя. Высокой устойчивости внимания водителей требует управление автомобилем в условиях интенсивного транспортного потока и сложных дорожных условий, при неблагоприятных атмосферных и климатических состояниях окружающей среды, т.е. в тех случаях, когда значительно возрастают воспринимаемые водителем нагрузки, которые, как указывалось ранее, могут привести к утомлению. При этом степень изменения устойчивости внимания определяется интенсивностью и длительностью воздействия указанных нагрузок.

Изменение устойчивости внимания водителя может выражаться в легкой отвлекаемости, рассеянности (вследствие слабости произвольного внимания), в полной неустойчивости внимания или, наоборот, в чрезмерной его интенсивности, когда человек сосредоточен на одном объекте и не способен замечать ничего другого. Последний тип возможного изменения степени внимания может возникнуть вследствие эмоциональных сдвигов, вызванных страхом, глубокими переживаниями и др.

Бойтесь таких состояний и учитесь быть собранным, но не напряженным.

Распределение внимания представляет собой способность человека к восприятию нескольких различных действий одновременно. Квалификация водителя тем выше, чем экономичнее работают его воспринимающие, анализирующие, решающие и исполнительные органы. Эта экономия создает запас внимания на непредвиденный случай. Любое из выполненных водителем действий по управлению автомобилем, как указывалось выше, возможно только при условии получения системой анализаторов определенного объема информации о состоянии объектов дорожной обстановки и дорожно-транспортной ситуации.

Ввиду многообразия таких объектов и форм их взаимодействия для восприятия всего потока информации водителю необходимо выбрать наиболее рациональную тактику наблюдения для каждого из анализаторов (глаз, ушей и др.) сообразно характеристикам водителя и задачам обеспечения условий безопасности движения.

Дублирование анализаторов. Распределение внимания между несколькими анализаторами осуществляется значительно легче в том случае, когда действие (процесс или объект), контролируемое одним из анализаторов, хорошо изучено и требует менее напряженного контроля. При этом водитель полностью полагается на информацию, получаемую сначала одним из анализаторов, переключая остальные анализаторы на восприятие других процессов и объектов. Так, контроль за движением рук при переключении передач, за положением органов управления или сигнализацией водитель осуществляет, в основном, без участия зрения, используя информацию, воспринимаемую двигательным анализатором.

Восприятие слуховым анализатором интенсивности и характера изменения шума двигателя или других агрегатов автомобиля в ряде случаев (при достаточном опыте у водителя) также исключает необходимость зрительного контроля за режимом работы агрегатов по показаниям приборов.

Спидометр или шестое чувство. Распределение внимания в информационном потоке также может меняться из-за увеличения объема информации, воспринимаемой от одного из наблюдаемых объектов (процессов). Так, с повышением квалификации водителя происходит уменьшение времени, уделяемого им на наблюдение за спидометром при контроле скорости движения. Восприятие последней осуществляется посредством вырабатываемого в процессе профессиональной деятельности чувства скорости, которое позволяет контролировать скорость по изменению характера пространственного положения и перемещения объектов. Точность оценки скорости движения при этом меньше, чем по приборам.

Опытные водители всегда контролируют свою субъективную оценку скорости движения с учетом ряда факторов: ширины дороги (чем шире, тем скорость кажется меньше); шероховатости покрытия (чем глаже, тем скорость кажется меньше); увеличения шума (чем меньше шум, тем скорость движения кажется меньше). Водители учитывают даже окраску и размеры воспринимаемого объекта. Чем объект ярче и больше, тем воспринимаемая скорость больше. Несмотря на то, что отклонение воспринимаемой скорости от действительной невелико, иногда это влияет на безопасность движения.

Эмоциональное напряжение при распределении внимания и качество внимания зависят от квалификации водителя, практического опыта работы в данных условиях, степени подвижности нервных процессов у водителя, интенсивности и продолжительности воздействия на организм водителя внешних нагрузок, рассмотренных ранее.

Следите за вниманием, оберегайте его. Опытные водители создают себе условия для лучшей организации внимания — избегают таких режимов движения, при которых появляются сильный шум, вибрация и дымление. Как показали результаты исследований, воздействие только шума с уровнем 90 дБА в течение 7 ч приводит к снижению внимания примерно на 25%. Иными словами, внимание снижается на четверть, а это опасно. Воздействие шума в 105 дБА в течение 3 ч снижает внимание водителя также на 25%, а в течение 7 ч того же уровня приводит к потере внимания на 30%. Водители знают: что снижение внимания на 20% уже опасно при управлении автомобилем в условиях города.

«Устойчивость» водителя. При движении по дорогам с встречным транспортным потоком водитель довольно часто поворачивает глаза налево на угол до 30°, а затем возвращает взгляд в исходное положение. Необходимо отметить также, что опытный водитель управляет автомобилем, изучая обстановку, реагирует на нее в зоне опасности и в то же время воспринимает и анализирует обстановку в предварительной зоне слежения. Поэтому он как бы предугадывает развитие дорожной ситуации, которая после некоторого промежутка времени будет зоной опасности.

Самое главное при этом — ясное представление существующей ситуации, аниализ ее параметров и всех входящих в нее активных источников опасности (двигающихся и стоящих автомобилей, пешеходов, животных и др.), а также выбор решения активно или пассивно воздействовать на разрядку дорожной ситуации. Слишком активный элемент системы, т.е. элемент с большим коэффициентом усиления типа водителя-перестраховщика, который делает все раньше, чем этого требуют дорожные условия, может даже устойчивую систему привести к неустойчивой, т.е. в данном случае к происшествию. Иными словами, чрезмерно активное поведение одного водителя иногда вызывает неправильные действия остальных водителей транспортных средств и других участников движения.

Комментировать