Не хлебом единым. Для водителя правильно организованное питание имеет особо важное значение, так как при нарушении режима питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.

Организация питания зависит от особенностей труда водителя, который обычно лишен возможности питаться в столовой своего предприятия и вынужден пользоваться столовыми в пути, часто не выдерживая привычное время принятия пищи.



Особенности трудовой деятельности водителя не должны влиять на соблюдение правильных промежутков времени между приемами пищи. Нужно стараться, чтобы перерывы между завтраком, обедом и ужином не превышали 4...5 ч. Длительные (более 7 ч) перерывы создают неблагоприятные условия для пищеварения из-за неравномерной загрузки пищеварительного аппарата, а обильная еда способствует возникновению опасного для водителя состояния сонливости.

Суточная «таблетка». Суточная калорийность (в среднем 3500 калорий) пищевого рациона водителя при трехразовом питании ориентировочно должна распределяться следующим образом: завтрак — 30% суточной калорийности, обед — 45...50% и ужин — 20—25%. В условиях жаркого климата летом, когда отсутствует аппетит, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35...40%, а ужина — до 15%. В местах с холодным климатом распределение суточного рациона от обычного не отличается.

При четырехразовом питании промежутки времени между приемами пищи уменьшаются, в результате чего достигаются наиболее благоприятные условия для пищеварения. В режим питания водителя целесообразно вводить легкий завтрак (за счет снижения калорийности первого завтрака и обеда), который следует совместить с отдыхом после 3...4 ч работы. Мясные продукты рекомендуется использовать в обед. Растительная пища и молочные продукты предпочтительнее на ужин, который должен быть за 1,5—2 ч до сна.

Питьевой режим. Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 1,5...2,0 л) может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и т.д.). Излишнее употребление в поездках воды ведет к перегрузке организма жидкостью, затрудняет работу сердца, снижает работоспособность. Водитель в пути не должен пить воду при каждом возможном случае, тем более из случайных источников. Для утоления жажды следует пользоваться термосом с холодной, лучше подкисленной или минеральной водой. Хорошо утоляет жажду горячий чай. Можно рекомендовать и кофе, как средство, в определенной мере тонизирущее и снижающее усталость.

Водителю необходимо знать, что чувство жажды может появиться не только в связи с недостатком воды в организме, но и в результате высыхания слизистой оболочки рта и носоглотки (ложная жажда). В этом случае достаточно сделать несколько глотков воды из термоса, стараясь подольше задержать ее во рту.

В последнее время специалисты пришли к выводу, что витамин С активно влияет на работоспособность водителя. При этом необходимы большие дозы витамина — от 1 до 2 г (можно съесть 25...50 г лимона или принять таблетку аскорбиновой кислоты). В условиях работы на линии или путешествия желательно как можно больше потреблять свежих фруктов. Тогда ваш организм получит не только витамин С, но и фруктовый сахар. Особенно полезны яблоки.

При продолжительных интервалах между приемами пищи, что подчас неизбежно на больших перегонах, содержание сахара в крови резко снижается. Это может вызвать нервозность, признаки утомления, головную боль, а в результате — трагические случаи, анализ которых ставит в тупик экспертов по авариям.

Комментировать