Общие положения при разговорах на дороге. Помимо жестов, сигналов и слов можно использовать заранее нарисованные на материи, фанере, картоне надписи и специальные знаки, а также разноцветные флажки, а ночью — фонари. В морском флоте и на железной дороге известны приемы весьма сложной сигнализации флажками и светом вплоть до мигания по азбуке Морзе. Кроме того, в уличном регулировании движения известны жесты руки регулировщика с жезлом или у военных — с флажками. Нет, мы не предполагаем всем водителям возить с собой полосатый жезл и махать им на ходу или свистеть, пугая прохожих. Но можно взять саму идею заранее составленных рисунков по типу дорожных знаков или же использовать предметную сигнализацию, которая более понятна, чем условные жесты пальцами.

Например, увидев водителя, стоящего у открытого капота с гаечным ключом в руках и машущего вам рукой, вы поймете, что ему нужна срочная техническая помощь. Если же он стоит у дороги с ведром и шлангом, то тут и без всяких жестов ясно, что ему нужен бензин, даже если он стоит без движения и молча смотрит на проезжающих. Но ведро со шлангом есть не у всех, поэтому нужно нарисовать его и держать в руках рисунок, прося о помощи. Такая конкретно-предметная жестикуляция помогла бы водителям заранее издалека понять, что нужно застрявшему, чтобы не тормозить зря.

Общим правилом на дорогах должна стать профессиональная привычка останавливаться, если у стоящего на обочине автомобиля поднят капот. Остановитесь, если у вас есть несколько свободных минут, и помогите водителю, попавшему в затруднительное положение. Ведь и вы можете завтра оказаться в такой же ситуации. А если у вас есть возможность, притормозив, спросить: «Эй, друг, помочь не надо?» — то даже такой поступок явится моральной поддержкой для водителя. Это создает благоприятный моральный климат на дороге, атмосферу дружелюбия и товарищеской помощи.

Если у стоящего на обочине автомобиля открыта крышка багажника, а рядом стоит водитель, поднимая руку, это должно означать, нет ли у вас запасного колеса, домкрата, насоса и т.п., что связано с колесами и шинами.

Можно детализировать это положение. Например, если человек с поднятой рукой стоит с правой стороны автомобиля у багажника или у правого подфарника, это значит, что ему нужно запасное колесо, насос, принадлежности для ремонта шин; если же с левой стороны или у левого подфарника, то нужен домкрат. Но это частности, о которых знают водители того или иного автотранспортного предприятия.

Если у идущего впереди автомобиля открыта какая-то дверь, то необходимо обратить внимание водителя на себя (звуковым или световым сигналом или начать движение рядом с параллельных курсах) и просигнализировать ему дверью (открывая и закрывая ее) или просто, указывая на дверь пальцем. Лучше, конечно, если можно крикнуть через открытое окно: «Закройте, пожалуйста, дверь!».

«Возьмите на буксир» — лучше всего показывать тросом в руке, «рукопожатием» (как будто вы что-то разрываете руками) или табличкой «Буксир».

«Спущена шина» — описать указательным пальцем круг в воздухе и ткнуть им вниз.

«Дайте бензина доехать до заправки» — сжатая в кулак рука и опущенный вниз большой палец.

«Остановитесь, ваш автомобиль неисправен!» — мигание фарами и звуковой сигнал, а также покачивание рукой, напоминающее подталкивание к обочине. Если можно, то, на секунду оторвав руки от рулевого колеса, скрестить их в виде буквы X.

Если у идущего настречу автомобиля не включены подфарники или указатели поворота, то лучше всего большим и указательным пальцем делать такое движение около одного из своих глаз или просто рукой, высунутой из кабины, как если бы вы проверяли на липкость какую-либо жидкость. Можно мигнуть фарами.

«У вашего автомобиля горят фары» — указательным и средним пальцами любой руки ткнуть в направлении своих глаз, мигнуть фарами. Короткими звуковыми сигналами обратить внимание.

«Укажите дорогу, не знаю, как проехать» — выйти из автомобиля, вытянуть руки на уровне плеч, изобразив собой дорожный указатель. Если это происходит в процессе движения, то, не выходя из автомобиля, можно либо указать, либо «спросить» при помощи руки и указательного пальца.

«Будьте осторожнее. Вы нарушаете правила движения» — покачивание головой и корпусом, если это видно; в крайнем случае — частое беспорядочное помахивание рукой. Не очень хорошо и этично, но иногда помогает постучать себе (не сильно) сложенными пальцами по лбу, а затем показать рукой на знак, разметку и другие средства регулирования, которые нарушил водитель.

«Нужен домкрат» (мой не держит или не хватает подъема) — прислонив локоть к туловищу, резко взмахивать частью руки от локтя до пальцев. А еще лучше просто показать домкрат.

«Нужна пусковая рукоятка» — делать быстрые движения рукой, аналогичные движениям при пуске двигателя рукояткой.

«Нужен насос» — делать движения руками под углом к горизонтали как будто вы накачиваете велосипед насосом.

Узкие мосты на дороге и приоритет. Узкие мосты, разрушенное дорожное покрытие, стоящий на проезжей части автомобиль создают условия для безопасного проезда только одного автомобиля. В данном случае тот, кто пользуется приоритетом, подает предупредительный сигнал — изредка мигает светом фар. А если дело происходит в солнечный день, то необходимо дублировать звуковыми сигналами.

Но бывает, что кто-то очень спешит или отказывают тормоза у автомобиля, не имеющего формального приоритета. И если он просит: «Пропустите, очень спешу», «Пропустите, не могу остановиться», то лучше дать ему дорогу вместо того, чтобы столкнуться с ним.

Каким должен быть сигнал «Пропустите вне очереди!»? Полный свет во всех фарах, непрерывный звуковой сигнал и, если можно, беспорядочное махание рукой из кабины.

«Не обгоняй» — попеременное включение левого и правого указателя поворотов и «торможение», при котором бы только включались стоп-сигналы, а фактически торможения не происходило бы.

В темное время суток сигнализация обо всех намерениях водителей значительно усложняется, поскольку издалека при включенном ближнем свете фар, не говоря уже о дальнем, не видно, включен или не включен указатель поворота, указывающий о намерениях водителя совершить маневр обгона или поворота.

Аварийный сигнал. Опытные водители всегда стараются иметь в автомобиле карманный фонарь с переключающимися светофильтрами (красным, зеленым, а иногда синим или желтым). Кроме того, что вы сигнализируете красным светом о том, что здесь стоит автомобиль, при помощи зеленого вы можете организовать правильный и безопасный проезд транспортных средств в стесненных условиях. При синем свете пассажир может читать или разглядывать карту, не мешая водителю, и т.д. Но, конечно, самый важный и нужный из них — это красный сигнал. По Правилам дорожного движения стоящие на дороге автомобили должны быть ночью ограждены сзади на расстоянии 25...30 м знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем, кроме того, с 1980 г. техническими требованиями предусматривается установка на автомобилях аварийной сигнализации.

Знак аварийной обстановки — равносторонний треугольник со сторонами 450...500 мм, выполненный из све-товозвращающих планок шириной 40...50 мм красного цвета с внутренней флюоресцентной вставкой фасного цвета (общей площадью не менее 315 см2).

Переносный фонарь-мигалка должен мигать 90С30 раз в мин. Фонарь должен иметь контрольное устройство для проверки работоспособности электрических элементов (обеспечивают ли они минимальную продолжительность действия фонаря — 15 ч).

Кроме обязательного ограждения стоящего ночью на дороге автомобиля предупредительным знаком и фонарем-мигалкой, для сигнализации о присутствии стоящего автомобиля разрешается одновременное включение всех четырех мигающих сигналов поворота. Такое сигнальное устройство имеет то преимущество, что может быть приведено в действие немедленно после остановки и не требует выхода водителя на дорогу.

В качестве средств предохранения автомобиля от наездов сзади в последние годы за рубежом широкое распространение нашли задние противотуманные фары. Действие такой фары должно контролироваться сигнальной лампой на приборном щитке водителя.

Для предохранения людей, выходящих ночью из остановившегося на дороге автомобиля, а также самого автомобиля от наездов до установки предупредительных знаков, за рубежом используют пиротехнические факелы. Такой факел горит, светя красным светом в течение 10...20 мин.

Конечно, все эти средства хороши, и если их можно приобрести, никто не откажется их использовать. Но пока их у нас еще нет. Поэтому можно использовать катафо-тирующие устройства или карманные фонарики, а также цветные флажки. Если и их нет, то следует найти ведро или какую-либо плошку, налить туда бензина, положить тряпки или ветошь, и, отнеся от автомобиля, зажечь это устройство. Можно зажечь кусок шнура и делать круговые движения его тлеющим концом. В темноте это будет казаться светящейся окружностью и привлечет внимание подъезжающих водителей.

Комментировать