Есть водители, которые в результате ДТП попадают в тяжелое положение, но не могут сами из него выбраться, что приводит к трагическим последствиям. И в то же время есть другие водители, которые видят, как совершилось ДТП и знают, какие могут быть последствия для окружающих и для сидящих внутри автомобиля, но непонятно, почему не всегда спешат помочь.

В один из дождливых октябрьских вечеров по мокрой, плохо различимой из-за промозглого воздуха набережной двигалась «Волга»-такси. Водитель — восемнадцатилетний паренек — первый день сидел за рулем такси и с душевным подъемом вез пассажира с одного вокзала на другой.

У него было хорошее настроение, несмотря на старую машину, которые обычно дают новичкам, на отвратительную погоду. Он был уверен в себе. Ему казалось, что он священнодействует, вращая руль, оперируя рычагом переключения передач, хотя рычаг этот работал не всегда четко.

Набережная была пуста. Как вдруг в сером воздухе на фоне черного асфальта мостовой мелькнула еще более серая одежда ребенка... Возвышенные чувства «сняло как рукой». Вилек рулем, нажатие на педаль тормоза, и автомобиль, разворачиваясь на дороге как городошная бита и медленно вращаясь по спирали, приблизился к ограждению реки. Также медленно, как при замедленной киносъемке, сполз в реку и лег на правый бок-Люди оказались в смертельной опасности. Вода еле-еле покрывала лежащий на боку автомобиль, но и этого было достаточно, чтобы лишить их через несколько секунд воздуха.

Молодой водитель, оказавшись в такой неудобной позе, не растерялся и попытался открыть левую дверь, но внутренняя ручка «отказалась» отпереть путь к спасению. Тогда водитель попытался открыть «ветровичок» и, высунув руку, дотянуться до кнопки на внешней ручке двери. Но не хватило «руки» и воздуха в легких для работы в «безвоздушном пространстве».

Но почему бездействовали водители других автомобилей, остановившихся недалеко от места трагического падения? Стоило только кому-нибудь из них спуститься в воду, разбить стекло или открыть дверь, и пострадавшие были бы спасены. Однако никто не предпринял активных действий, и люди в такси погибли. Что же должны были сделать другие водители в данном случае.

Конечно, не надо бросаться в воду сразу же после падения автомобиля. Необходимо сначала установить, как поведут себя люди внутри приводнившейся машины. Может быть, этим умелым и хладнокровным товарищам будет мешать ваша не всегда толковая помощь, и они справятся с бедой сами. С другой стороны, люди, находящиеся внутри автомобиля, увидев сразу, что вы суетитесь около него, не мобилизуются для самоспасения. Таковы могут быть негативные последствия ваших чересчур поспешных действий.

Подождите несколько секунд. Оцените обстановку сверху, поскольку со стороны виднее. Убедитесь, что ваша помощь необходима, и только тогда берите инициативу спасения людей в свои руки и действуйте незамедлительно.

Ваши действия в первую очередь должны определяться шириной и глубиной водоема, высотой падения автомобиля, а также глубиной его погружения. Мы не рассматриваем тот крайний случай, когда высота падения составляет несколько десятков метров, а глубина такова, что над автомобилем оказывается значительная толща воды. Здесь вы можете помочь только тем, что скорее сообщите в милицию. А если узнаете, где находится порт или спасательная служба, то постарайтесь сообщить «SOS» и им.

Если же в месте приводнения мелко, а высота падения или скорость движения перед падением в воду значительна, то следует ожидать шокового состояния сидящих внутри из-за сильного удара. И хотя автомобиль не погрузился под воду, помощь нужно оказывать немедленно. В наибольшей степени ваша помощь может понадобиться тогда, когда автомобиль погрузился до крыши или только скрылся под водой. Толщина воды над автомобилем не превышает 1—1,5 м. Здесь уже нужно хорошо плавать. Прежде всего посмотрите, как упал автомобиль — на колеса, на бок или на крышу. В любом случае необходимо прежде всего установить, какая из дверей осталась неповрежденной. В противном случае можно долго дергать заклиненную дверь, потеряв время и силы впустую.

Если автомобиль стоит на колесах, это лучший вариант, так как люди должны находиться в естественном положении. Хуже, когда машина лежит на боку, поскольку пассажиры в ней попадали на одну сторону, верхние придавили нижних, и они мешают друг другу выбраться из автомобиля. Часто возникает паника, что осложняет спасательные работы. Худший вариант, когда автомобиль лежит на крыше. В этом случае скорее всего пассажиры находятся без сознания.

Но, допустим, вы узнали, какая дверь может быть открыта. Что же дальше? Постарайтесь все-таки рассмотреть, что же творится в затонувшем автомобиле. Если вы увидели бездыханные тела, не теряйте времени и попытайтесь открыть дверь или окно, чтобы вода быстрее вошла в салон и уравновесила давление. Следует учесть, что открыть дверь затонувшего автомобиля, у которого при падении окна были закрыты, не простое дело. Вода снаружи давит на дверь с очень большой силой, и для открытия ее нужно пользоваться монтировкой, чтобы сделать щель между дверью и кузовом. В крайнем случае можно попытаться «вывернуть» монтировкой ветровые стекла или молотком разбить (раздавить) заднее или переднее сеткло, что лечге, чем боковое. Не старайтесь проникнуть в салон пока он почти весь не наполнится водой. Затем немедля через открытую дверь или через проем предварительно выбитого лобового или заднего стекла извлечь находящихся внутри автомобиля.

Лучше все эти операции делать вдвоем-втроем, чтобы самому из спасателя не превратиться в жертву. Если вы полезли глубоко в кузов, то желательно, чтобы вас страховали за ноги. Еще лучше обвязаться за пояс веревкой, так как и у страхующего запас воздуха в легких ограничен. Он может не выдержать долго под водой и будет вынужден всплыть, чтобы «глотнуть» воздуха. В этот момент вы останетесь без помощи.

Мы ни в коем случае не претендуем охватить весь арсенал подводных спасательных работ. Это всего лишь черновой набросок действий для того, чтобы вы имели морально-психологическую подготовку для поведения в подобных случаях.

Теперь представьте на минуту, что в результате дорожно-транспортного происшествия ваш автомобиль свалился в реку и скрылся под водой. Естественно, что первой вашей реакцией будет немедленно открыть дверь кабины и выбраться из машины. Но именно этого не следует делать: поначалу давление окружающей воды будет упорно противодействовать вашим усилиям, а когда вы с большим трудом приоткроете дверь — вода хлынет в кабину и мгновенно заполнит ее.

Где же выход? Ведь не сидеть же под водой. Оказывается именно сидеть. Сидеть несколько минут, ожидая, пока вода не проникнет в кабину снизу и не начнет ее заполнять, сжимая находящийся в ней воздух. Через несколько минут давление окружающей воды и воздуха в кабине сравняется (при этом количество воздуха в кабине будет еще достаточным для дыхания), и тогда вы сможете без особых усилий открыть дверь и выбраться наружу.

Подобный эксперимент был проведен с десятью водителями, которым объяснили, как спастись в аналогичной ситуации. И что же — все десять благополучно выбрались из затонувших автомобилей. И не пришлось применять заранее разработанных мер страховки.

Комментировать