Значение тренировки. Водители должны тренировать себя не только в специальных местах, но и на любой автомобильной дороге во время движения. Тренировка — это процесс функционального совершенствования организма в результате систематических упражнений. И хотя каждая тренировка — это большой труд, но, перефразируя известное изречение, можно сказать: «Трудно в учении — легко и безопасней на дороге». Тренировка нужна для поддержания необходимого уровня выработанных в процессе обучения навыков и их дальнейшего совершенствования.

Важно отметить, что процесса разрушения навыка водитель не замечает, а потеряв нужный навык, он при управлении автомобилем в сложной дорожной обстановке не в состоянии выполнить необходимое действие, из-за чего становится причиной дорожно-транспортного происшествия. Не случайно, например, значительно чаще попадают в аварии водители, у которых уровень выработанных навыков управления автомобилем снижается из-за нерегулярных поездок.

Естественно, что у водителя-профессионала снижение качества навыков может наблюдаться лишь при длительных перерывах в работе из-за болезни или временной смены профессии.

Но даже имея хорошо отработанные навыки управления автомобилем в обычных условиях, не всегда можно обеспечить благоприятный исход аварийной ситуации, так как здесь уже требуются другие навыки. Так, в аварийных ситуациях при дефиците времени в комплекс ваших действий могут включаться не только использование рулевого управления и тормозов, но и включение понижающей передачи, подача звукового сигнала, переключение света и других, а в ряде случаев возникает необходимость из этого комплекса исключить какое-то привычное для вас автоматически выполняемое действие (например, не выжимать педаль сцепления при торможении на скользкой дороге). Эти действия должны выполняться предельно быстро, точно, т.е. у вас должны выработаться навыки действий в различных аварийных ситуациях.

Самым сложным и нужным для водителя считается правильное определение скорости движения как своего автомобиля, так и автомобилей, движущихся попутно и навстречу. Нужно уметь определять и скорости пешеходов. Для того чтобы рассчитать маневр обгона, следует точно знать, с какой скоростью движется обгоняемый и встречный автомобиль. Поэтому нужно ежедневно тренироваться, определяя скорость движения различных транспортных средств.

Простейшим способом при этом является контроль по шкале спидометра.

Каждый водитель должен уметь точно определять, каково расстояние между ним и объектом, у которого он должен остановить автомобиль. Для этого можно использовать любые методы вплоть до соревнований прямо на территории автотранспортного предприятия. Попробуйте, скажем, поставить автомобиль левым или правым боком на расстоянии 100, 50 и 30 см от стены. Вы убедитесь, что это не так-то легко сделать. После каждого вида тренировки необходимо оценить свои способности либо самому, либо с помощью товарищей.

«Безопасный» тренер. Обычно на автомобильной дороге, какая бы легкая ни была тренировка, одно неосторожное или неумелое движение — и возможны довольно неприятные последствия. Во многом здесь виновата слабая психологическая и физическая подготовленность водителей.

На помощь приходят тренажеры, которые уже заняли прочное место в подготовке ряда специалистов.

Все основные навыки управления самолетами и вертолетами будущие пилоты приобретают задолго до подъема в воздух. При этом расходы на подготовку летчика в несколько раз меньше, чем при прямом использовании для этой цели самолета или вертолета. Некоторые преподаватели летного дела полагают даже, что со временем все обучение экипажей от начала и до конца будет проходить на тренажерах. Достаточно широко распространены тренажеры при обучении машинистов поездов, радиотелефонистов, диспетчеров и других специалистов.

И везде, как показывает практика, выгода от них огромная.

В последнее время с развитием инженерно-психологических исследований и программированного обучения все более широкое применение получают тренажеры на принципиально новой методической основе. Это обусловлено, в частности, тем, что профессия водителя предъявляет довольно жесткие психофизиологические требования: способность быстро принимать решение в зависимости от ситуации и управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, обладать достаточным глазомером, уметь ориентироваться на местности и т.д.

Интересные наблюдения за посетителями были проведены на развлекательных картинговых треках — атрак-ционах в парках отдыха. Самым характерным тут было то, что большинство участников «гонок» никогда не держали руль в руках и можно было легко проследить типичные недостатки начинающих водителей, в том числе и отсутствие плавности движения.

Сотрудники МГУ предложили условно разделить тренажеры на пять групп. Первая — для изучения Правил движения. Вторая — для изучения устройства и эксплуатационных качеств автомобиля, техники безопасности, вспомогательного оборудования, ремонта и технического обслуживания. В третью группу входят устройства для формирования движений, навыков. Четвертая группа охватывает психофизиологические особенности и профессиональную подготовку водителей и их поведение при управлении автомобилем. Последняя, пятая группа предназначена для закрепления знаний по технической диагностике, эксплуатации автомобиля. Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получили тренажеры и устройства, относящиеся к первой, второй и пятой группам.

В ряде других стран налажен серийных выпуск тренажеров. Весьма перспективны тренажеры, позволяющие воспроизводить большую гамму аварийных ситуаций и отрабатывать навыки управления автомобилем в сложных дорожных условиях. Интересен так называемый визуальный тренажер с автоматической системой регистрации процесса обучения.

Комментировать