Водитель и автомобиль в совокупности представляют собой биотехническую систему, в управлении которой ведущую роль играет биологический элемент — человек. Автомобиль — технический элемент биотехнической системы позволяет лишь человеку двигаться быстрее, захватив с собой больше груза.

Вот почему эффективность и безопасность процесса управления автомобилем в подавляющей степени определяются способностью водителя воспринимать и перерабатывать информацию, принимать правильные решения и своевременно их реализовывать, манипулируя средствами управления в кабине автомобиля.
Но всегда ли человек в одинаковой степени способен управлять автомобилем? Оказывается не всегда.

Основные психофизиологические характеристики, определяющие способность водителя к управлению автомобилем, — внимание, восприятие, мышление, время реакции, мышечная сила и другие не в состоянии держаться на одном уровне в течение длительного времени. Они подвержены периодическим подъемам и спадам, которые получили название биологических ритмов или, короче, биоритмов.

Биоритмология — молодая наука, исследующая биоритмы, в настоящее время указывает на существование у человека более 100 различных видов периодических изменений психофизиологических характеристик. Периоды биоритмов колеблются в широких пределах от долей секунды до десятков лет и касаются самых различных проявлений жизни человека — от ритмов дыхания и сердечной деятельности до многолетних ритмов творческой активности.

Какие же ритмы организма больше всего действуют на людей? Здесь можно назвать ритмы годовые, месячные и суточные.

Годовые ритмы связаны с сезонами года. Осенью и зимой многие переживают спад в работе организма. Он плохо усваивает кальций и фосфор и их недостаток сказывается на работе нервной системы и головного мозга. В первую очередь, это относится к людям с повышенной эмоциональностью. Они чувствуют себя вялыми, у них растут нервность и раздражительность.

С началом весны в нашем организме начинается подъем, мы становимся бодрее и энергичнее, лучше усваиваются нужные вещества, повышаются психофизиологические характеристики.

Месячный биоритм связан с прекрасной половиной человечества. Это так называемый лунный цикл у женщин: у большинства 28 дней, лунный месяц, у других — чуть длиннее или короче. Перед лунными днями многие женщины быстрее устают, больше раздражаются, легче впадают в тягостные настроения. В эти дни женскому организму не хватает нужных ему гормонов и чем эмоциональнее женщина, чем неустойчивее ее нервная система, тем больше выводят ее из равновесия эти нехватки.

В такие дни женщинам лучше не садиться за руль, а уж если приходится куда-то ехать, то надо быть поосторожнее.

И, наконец, суточные биоритмы, которым подвержены все люди. Наиболее яркое их проявление — это сон и бодрствование. Однако и во время бодрствования активность человека неодинакова.

Попробуем же рассмотреть вопросы управления автомобилем через призму достижений биоритмологии. Знание некоторых биоритмов и их учет в водительской практике, несомненно, помогут как молодым, так и опытным водителям наилучшим образом организовать процесс управления автомобилем во времени. Для этого рассмотрим наиболее важный — суточный биоритм изменения психофизиологических характеристик.

Суточный (циркадный) биоритм — это периодическое изменение ряда психофизиологических характеристик человека в течение суток.

Большинство читателей может наблюдать суточный биоритм по изменению своего собственного состояния. Заметьте, что в определенные часы суток вдруг возникает ощущение некоторой расслабленности, сонливости, вялости. В эти часы труднее дается решение привычных задач управления автомобилем, больших усилий требует манипулирование органами управления. Потом это проходит и вновь возвращаются ясность мысли, бодрость и мышечная сила. Все это проявления суточного биоритма, который отражает сложнейшие процессы, происходящие на уровне отдельных органов и систем человека.

Экспериментально установлено, что, например, работоспособность органов кровообращения 2 раза в сутки, примерно в 13 и 21 ч, резко снижается. Число сердечных сокращений достигает максимума к 18 ч. В это же время максимальны показатели кровяного давления. Минимальное число сердечных сокращений приходится примерно на 4 ч утра, кровяное давление достигает минимума к 9 ч утра.

Температура тела человека максимальна примерно к 18 ч, а минимум ее приходится на интервал между 1 ч ночи и 5 ч утра.

Внутриглазное давление, влияющее на работу важнейшего для водителя зрительного анализатора, также имеет суточную периодичность. Утром оно максимально, а к вечеру достигает своего минимума.

Практически все органы и системы человека имеют суточную периодичность работоспособности, что, естественно, сказывается и на работоспособности организма в целом. Экспериментально исследуя суточную периодику работоспособности на большом числе людей, биологи установили среднестатистическую кривую изменения работоспособности в течение суток. Эта кривая имеет два максимума и два минимума. Первый подъем работоспособности наблюдается с 3 ч ночи до 10 чутра. После достижения первого максимума начинается постепенный спад работоспособности и первый минимум, который приходится на интервал времени примерно с 14 до 15 ч. Затем работоспособность вновь начинает возрастать и достигает второго максимума примерно к 18 ч. Второй минимум наблюдается в интервале между 2 и 3 ч ночи. Затем весь цикл повторяется сначала.

Исследования показали, что число дорожно-транспортных происшествий, отнесенное к интенсивности транспортных и пешеходных потоков, возрастает примерно в те же часы, когда наблюдается спад среднестатистической кривой работоспособности человека.

Для дорожного движения в целом это справедливо. Но для конкретного водителя среднестатистическая кривая дает не больше информации при управлении автомобилем, чем средняя температура больных в больнице лечащему врачу при постановке диагноза.

Каждый человек обладает индивидуальным суточным биоритмом. По исследованиям немецкого физиолога Р.Хамппа, примерно 1/6 часть людей относится к утреннему биоритмическому типу («жаворонки»), 1/3 — к вечернему типу («совы»), а оставшаяся половина людей не имеет ярко выраженного биоритмического типа. Их называют «аритмиками».

«Жаворонки» просыпаются легко и рано. На первую половину дня у них приходится максимум работоспособности. В это время они отлично видят и различают цвета, лучше слышат, чувствуют себя бодрыми и сильными. Примерно к 21...22 ч «жаворонки» начинают резко сдавать, их тянет в сон, увеличивается время реакции, рассеивается внимание, ухудшается восприятие. Понятно, что самые опасные часы для «жаворонков» приходятся на поздний вечер и начало ночи. Вот почему при организации труда водителей утреннего типа следует учитывать нежелательность длительных переработок после первой смены, а также работы во вторую смену.

В противоположность «жаворонкам» «совы» просыпаются трудно, не чувствуя большого прилива сил и бодрости. Период «утренней раскачки» для них мучителен. Утром они часто неразговорчивы, раздражительны. Мышцы расслаблены, ухудшена координация движения, реакция замедлена. В течение дня «совы» постепенно «разогреваются» и примерно к 21...22 ч входят в период своей наилучшей работоспособности. Ясно, что водителям вечерного типа утром необходимо настраивать себя на максимальную профессиональную готовность. Вечерняя смена для них предпочтительнее с точки зрения и безопасности и эффективности работы.

Что касается «аритмиков», то у них может быть «двугорбый» суточный биоритм работоспособности, т.е. более сложный закон суточного изменения психофизиологических характеристик.

Для чего же водителю знать свой биоритмический тип? Ведь чаще всего необходимость заставляет садиться за руль независимо от того, благоприятен ваш час или нет. Знание своего суточного биоритма подскажет водителю, как лучше, с точки зрения безопасности, организовать свой суточный режим труда и отдыха. Прислушиваясь к изменению своего состояния согласно суточному биоритму, водитель может более грамотно определить режим движения своего автомобиля и выбрать тот маршрут движения, который ему в данное время по силам.

В периоды снижения работоспособности не стоит рисковать и увлекаться скоростью. Эти часы лучше использовать для отдыха и приема пищи. Но если обстоятельства требуют от вас максимальной отдачи именно в неблагоприятный час, знание биоритма поможет вам сознательно и во время включить волевой механизм, который может полностью компенсировать временное снижение работоспособности. Однако следует отметить, что увлекаться волевой компенсацией естественных биоритмических процессов, присущих вашему организму, не стоит. Прирост эффективности в управлении автомобилем здесь невелик, а риск получить нервное расстройство, сердечно-сосудистое заболевание или сильное переутомление — ощутимый.

Установить, кто вы — «жаворонок» или «сова», выявить свой биоритмический тип, так сказать, в первом приближении, пользуясь описанными выше признаками, довольно просто. Однако, если вы хотите точно знать часы своей наивысшей производительности, а также те часы, вождение в которые для вас наиболее опасно, то тут уже требуется более точный инструмент. Для этого существует большое число методик. Они делятся на аппаратурные и тестовые. Первые сводятся к периодическому замеру психофизиологических характеристик человека в течение суток при помощи различных инструментов и приборов (термометров, силомеров, стендов для измерения времени реакции и т.д.). Вторые предполагают периодическое тестирование человека в течение суток с помощью бланковых тестов.

Здесь мы в качестве примера приведем психологический тест САН (самочувствие, активность, настроение), позволяющий просто и быстро установить три важных составляющих работоспособности. Тест разработан сотрудниками Московского 1-го Медицинского института им. И.М.Сеченова.

При выполнении теста вам предлагается из семи цифр в каждой строке тестовой карты (табл. 2) зачеркнуть ту, которая более всего соответствует вашему состоянию в данный момент времени. Например, между парами слов «самочувствие хорошее» и «самочувствие плохое» расположены цифры 3...2...1...0...1...2...3. Цифра 0 соответствует среднему самочувствию, которое вы не можете отнести ни к хорошему, ни к плохому. Находящаяся слева от нуля цифра 1 отражает самочувствие несколько лучше среднего, цифра 2 — хорошее самочувствие и цифра 3 соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие ближе к словам «самочувствие плохое», справа от О аналогичным образом характеризуют ваше самочувствие, если оно ниже среднего. Таким образом просматривается каждая строка тестовой карты. Цифры следует зачеркивать по первому побуждению. Тестирование необходимо проводить в течение всего дня с интервалом в течение 1...2 ч.

Оценки психофизиологического состояния на каждый момент времени подсчитывают следующим образом. Результаты из тестовой карты в соответствии со своими номерами заносятся в табл. 3, причем цифры, стоящие слева от нуля, записываются со знаком «+», а цифры справа от нуля — со знаком «-». Затем проводится алгебраическое суммирование оценок по строкам таблицы: самочувствие (С), активность (А) и настроение (Н). Алгебраическая сумма оценок по строкам, деленная на три, покажет вам интегральную оценку вашей работоспособности в данный момент времени (Р).

Проведя подобное самоисследование в течение нескольких дней (дни лучше брать не подряд), вы узнаете наиболее и наименее благоприятные для вас часы суток и с учетом этой информации сможете более рационально организовать свой труд за рулем автомобиля.

В качестве примера приведена таблица 3 оценки работоспособности автора на 15 ч.

И еще в одном случае полезно знать биоритмический тип, причем не только свой, но и своих друзей, тех, с которыми вы на нескольких автомобилях собираетесь в совместное туристское путешествие. Желательно, чтобы водители подобрались одного биоритмического типа, иначе какому-нибудь «жаворонку», затесавшемуся в группу «сов», придется туго. Они могут «зажать» его, двигаясь в быстром темпе поздно вечером или даже ночью и чувствуя себя при этом уверенно. «Жаворонок» же, особенно если это начинающий водитель, может измотаться в конец и заснуть за рулем или впасть в парагипнотическое состояние.

Характеристик у водителя очень много. Столько, сколько их у человека, плюс, сколько у симбиоза «человек — машина» (биомеханический комплекс) и системы человек — среда.

Одной из важнейших характеристик водителя, как оператора механической системы, является его приспособленность к режиму работы в различное время суток.

Немногим более половины здоровых психофизиологически людей могут одинаково безопасно и продуктивно работать и днем, и ночью. При этом они, как правило, не утомляются сверх нормы. Примерно 10... 15% относится к «жаворонкам», около 20% — к «совам».

«Сон за рулем», «Засыпание за рулем днем», «Пара-гипнотическое состояние», «Ничего не видящие, но смотрящие открытые глаза» и многие другие описания причин дорожно-транспортных происшествий взяты нами из протоколов или объяснений водителей, если они оставались живыми.

Известно, что «отключение водителя от активного управления», как правило, оканчивается катастрофическими последствиями.

Часто можно услышать при разговоре водителей, что один любит ездить только ночью, а днем он какой-то вялый. Другой, наоборот, не может работать ночью, так как у него возникает непреодолимое желание уснуть. Конечно, современный водитель попадает в те и в другие условия движения, но если это не комфортно и не соответствует его биоритму, водитель больше утомляется, больше нервничает и не получает удовольствия от управления автомобилем, а иногда попадает в совершенно непонятные ДТП или в лучшем случае опасные дорожно-транспортные ситуации.

Особенно это важно при таком режиме движения, когда происходит не разовое изменение суточного ритма движения, а периодическое. При разовом изменении в режиме движения водитель должен «собраться», например, для движения ночью, а так собраться может практически каждый водитель. А вот во втором случае при дальних перевозках это гораздо сложнее.

При современных скоростях движения и общей массе междугороднего автопоезда 50...60 т любое, даже небольшое, отвлечение, водителя, ослабление внимания и, что более опасно, отключение его от манипулирования рулевым колесом приводит к гибели людей.

Поэтому на такой автопоезд необходимо сажать одного «жаворонка» и одну «сову». Один едет днем, а другой ночью.

Каждый человек, еще не став водителем, может определить свои наивыгоднейшие часы работы или активного отдыха. Спортсмены даже подбирают часы для того, чтобы показать наивысшие результаты, — установить рекорд.

«Жаворонки» — более ранимые психологически люди. Они более прихотливы к пище, менее устойчивы против утомляемости, вялы при недосыпании. Даже полчаса недосыпания снижает их аппетит и работоспособность. «Жаворонки» даже при небольшом изменении режима значительно теряют в весе. Это важный симптом, по которому в некоторых странах увольняют рабочих, не пригодных к межсменной работе (Япония, Англия).

«Жаворонки» и «совы» трудно уживаются в одной семье, если это связано с необходимостью ведения одного и того же ритма жизни по часам.

После изучения зарубежного и отечественного опыта, а также на основе собственных представлений предлагается тест, который приблизительно позволит вам оценить себя.
Если число положительных ответов более 20, то вы «жаворонок», если менее 10 — «сова». И то и другое очень хорошо. Одинаково нужны и те и эти. «Совы» иногда даже нужнее, и они добиваются значительных успехов.
1. Легко ли вы встаете утром с 5 до 8?
2. Просыпаетесь ли вы в любое время при малейшем шорохе?
3. Появляется ли у вас непреодолимое желание уснуть в период после 22 ч, если вы встали не ранее 8 ч утра?
4. Можете ли вы принять плотный завтрак через 10... 15 мин после пробуждения?
5. Чувствуете ли вы разбитость или неудовлетворенность после того, как вам пришлось встать раньше обычного на 2...3 ч?
6. Чувствуете ли вы значительную усталось после 2...3-часового движения в период с 22 по 02 ч в сравнении с аналогичными поездками в дневное время?
7. Вызывает ли у вас нервозность знание того, что вам придется управлять автомобилем ночью?
8. Когда вы более недовольны своим состоянием и поведением, утром?
9. Отсутствуют ли у вас дефекты зрения?
10. По вашему мнению, ваши родители «жаворонки»?
11. Когда с вами случаются неприятности, утром?
12. Быстро ли вы засыпаете, если являетесь пассажиром в автомобиле?
13. Можете ли вы, проспав 10... 15 мин непосредственно в автомобиле, быстро перейти к безопасному управлению?
14. Хорошо ли на вас действуют снотворные таблетки?
15. Хорошо ли вы себя чувствуете утром и днем, если не удалось поспать ночью?
16. Удается ли вам отдыхать за рулем днем?
17. Часто ли у вас бывает парагипнотическое состояние при движении по монотонной дороге?
18. Легко ли вы изменяете своему рабочему режиму жизни во время отпуска или командировок?
19. Хорошо ли вы определяете астрономическое время (сколько часов и минут в определенный момент)?
20. Хорошо ли вы определяете продолжительность времени, равного 1, 10, 30 или 60 мин?
21. Вам не требуется спать ложиться раньше, если необходимо утром встать раньше или вам предстоят очень важные дела?
22. Делаете ли вы больше ошибок при управлении автомобилем вечером и ночью?
23. Любите ли вы больше любоваться природой утром на рассвете?
24. Трудно ли вы засыпаете после внезапного пробуждения ночью?
25. Трудно ли вам различать в темное время суток далеко стоящие предметы или пешеходов?
26. Появляются ли у вас миражи или даже галлюцинации при напряженном всматривании в темноту при управлении автомобилем?
27. Устают ли у вас глаза при управлении автомобилем в темное время суток?

Комментировать