Со стороны виднее

янв 29, 11:42

Есть водители, которые в результате ДТП попадают в тяжелое положение, но не могут сами из него выбраться, что приводит к трагическим последствиям. И в то же время есть другие водители, которые видят, как совершилось ДТП и знают, какие могут быть последствия для окружающих и для сидящих внутри автомобиля, но непонятно, почему не всегда спешат помочь.

В один из дождливых октябрьских вечеров по мокрой, плохо различимой из-за промозглого воздуха набережной двигалась «Волга»-такси. Водитель — восемнадцатилетний паренек — первый день сидел за рулем такси и с душевным подъемом вез пассажира с одного вокзала на другой.

У него было хорошее настроение, несмотря на старую машину, которые обычно дают новичкам, на отвратительную погоду. Он был уверен в себе. Ему казалось, что он священнодействует, вращая руль, оперируя рычагом переключения передач, хотя рычаг этот работал не всегда четко.

Набережная была пуста. Как вдруг в сером воздухе на фоне черного асфальта мостовой мелькнула еще более серая одежда ребенка... Возвышенные чувства «сняло как рукой». Вилек рулем, нажатие на педаль тормоза, и автомобиль, разворачиваясь на дороге как городошная бита и медленно вращаясь по спирали, приблизился к ограждению реки. Также медленно, как при замедленной киносъемке, сполз в реку и лег на правый бок-Люди оказались в смертельной опасности. Вода еле-еле покрывала лежащий на боку автомобиль, но и этого было достаточно, чтобы лишить их через несколько секунд воздуха.

Молодой водитель, оказавшись в такой неудобной позе, не растерялся и попытался открыть левую дверь, но внутренняя ручка «отказалась» отпереть путь к спасению. Тогда водитель попытался открыть «ветровичок» и, высунув руку, дотянуться до кнопки на внешней ручке двери. Но не хватило «руки» и воздуха в легких для работы в «безвоздушном пространстве».

Но почему бездействовали водители других автомобилей, остановившихся недалеко от места трагического падения? Стоило только кому-нибудь из них спуститься в воду, разбить стекло или открыть дверь, и пострадавшие были бы спасены. Однако никто не предпринял активных действий, и люди в такси погибли. Что же должны были сделать другие водители в данном случае.

Конечно, не надо бросаться в воду сразу же после падения автомобиля. Необходимо сначала установить, как поведут себя люди внутри приводнившейся машины. Может быть, этим умелым и хладнокровным товарищам будет мешать ваша не всегда толковая помощь, и они справятся с бедой сами. С другой стороны, люди, находящиеся внутри автомобиля, увидев сразу, что вы суетитесь около него, не мобилизуются для самоспасения. Таковы могут быть негативные последствия ваших чересчур поспешных действий.

Подождите несколько секунд. Оцените обстановку сверху, поскольку со стороны виднее. Убедитесь, что ваша помощь необходима, и только тогда берите инициативу спасения людей в свои руки и действуйте незамедлительно.

Ваши действия в первую очередь должны определяться шириной и глубиной водоема, высотой падения автомобиля, а также глубиной его погружения. Мы не рассматриваем тот крайний случай, когда высота падения составляет несколько десятков метров, а глубина такова, что над автомобилем оказывается значительная толща воды. Здесь вы можете помочь только тем, что скорее сообщите в милицию. А если узнаете, где находится порт или спасательная служба, то постарайтесь сообщить «SOS» и им.

Если же в месте приводнения мелко, а высота падения или скорость движения перед падением в воду значительна, то следует ожидать шокового состояния сидящих внутри из-за сильного удара. И хотя автомобиль не погрузился под воду, помощь нужно оказывать немедленно. В наибольшей степени ваша помощь может понадобиться тогда, когда автомобиль погрузился до крыши или только скрылся под водой. Толщина воды над автомобилем не превышает 1—1,5 м. Здесь уже нужно хорошо плавать. Прежде всего посмотрите, как упал автомобиль — на колеса, на бок или на крышу. В любом случае необходимо прежде всего установить, какая из дверей осталась неповрежденной. В противном случае можно долго дергать заклиненную дверь, потеряв время и силы впустую.

Если автомобиль стоит на колесах, это лучший вариант, так как люди должны находиться в естественном положении. Хуже, когда машина лежит на боку, поскольку пассажиры в ней попадали на одну сторону, верхние придавили нижних, и они мешают друг другу выбраться из автомобиля. Часто возникает паника, что осложняет спасательные работы. Худший вариант, когда автомобиль лежит на крыше. В этом случае скорее всего пассажиры находятся без сознания.

Но, допустим, вы узнали, какая дверь может быть открыта. Что же дальше? Постарайтесь все-таки рассмотреть, что же творится в затонувшем автомобиле. Если вы увидели бездыханные тела, не теряйте времени и попытайтесь открыть дверь или окно, чтобы вода быстрее вошла в салон и уравновесила давление. Следует учесть, что открыть дверь затонувшего автомобиля, у которого при падении окна были закрыты, не простое дело. Вода снаружи давит на дверь с очень большой силой, и для открытия ее нужно пользоваться монтировкой, чтобы сделать щель между дверью и кузовом. В крайнем случае можно попытаться «вывернуть» монтировкой ветровые стекла или молотком разбить (раздавить) заднее или переднее сеткло, что лечге, чем боковое. Не старайтесь проникнуть в салон пока он почти весь не наполнится водой. Затем немедля через открытую дверь или через проем предварительно выбитого лобового или заднего стекла извлечь находящихся внутри автомобиля.

Лучше все эти операции делать вдвоем-втроем, чтобы самому из спасателя не превратиться в жертву. Если вы полезли глубоко в кузов, то желательно, чтобы вас страховали за ноги. Еще лучше обвязаться за пояс веревкой, так как и у страхующего запас воздуха в легких ограничен. Он может не выдержать долго под водой и будет вынужден всплыть, чтобы «глотнуть» воздуха. В этот момент вы останетесь без помощи.

Мы ни в коем случае не претендуем охватить весь арсенал подводных спасательных работ. Это всего лишь черновой набросок действий для того, чтобы вы имели морально-психологическую подготовку для поведения в подобных случаях.

Теперь представьте на минуту, что в результате дорожно-транспортного происшествия ваш автомобиль свалился в реку и скрылся под водой. Естественно, что первой вашей реакцией будет немедленно открыть дверь кабины и выбраться из машины. Но именно этого не следует делать: поначалу давление окружающей воды будет упорно противодействовать вашим усилиям, а когда вы с большим трудом приоткроете дверь — вода хлынет в кабину и мгновенно заполнит ее.

Где же выход? Ведь не сидеть же под водой. Оказывается именно сидеть. Сидеть несколько минут, ожидая, пока вода не проникнет в кабину снизу и не начнет ее заполнять, сжимая находящийся в ней воздух. Через несколько минут давление окружающей воды и воздуха в кабине сравняется (при этом количество воздуха в кабине будет еще достаточным для дыхания), и тогда вы сможете без особых усилий открыть дверь и выбраться наружу.

Подобный эксперимент был проведен с десятью водителями, которым объяснили, как спастись в аналогичной ситуации. И что же — все десять благополучно выбрались из затонувших автомобилей. И не пришлось применять заранее разработанных мер страховки.

Комментировать

Неожиданности автобусных остановок

янв 29, 11:41

Самую большую опасность в зоне автобусных остановок представляют пешеходы, внезапно появившиеся из-за стоящего автобуса. В различных дорожных условиях они вызывают от 30 до 60 случаев ДТП из каждых 100. Чаще всего это происходит там, где автобус останавливается прямо на проезжей части дороги, а ширина ее не позволяет при объездах создать достаточный интервал. Но подобное может случиться и возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств на разделительной полосе — сеток, барьеров и т.п.

Вторым по удельному весу видом дорожно-транспортных происшествий вблизи автобусных остановок является столкновение. Зачастую это столкновение автомобиля, следующего за автобусом или приближающегося к нему, когда он тормозит, или прямо на остановке. Такие дорожно-транспортные происшествия составляют 5... 15 случаев из 100. Столкновение с автобусом возможно и в иной обстановке. Скажем, когда автобусы отъезжают от остановки при отсутствии разгонной полосы или уши-рения проезжей части возле маршрутных остановок, а также при слишком близком расположении автобусных остановок друг от друга.

Просчет водителя во всех таких эпизодах заключается в неверной оценке скоростей автомобилей, а стало быть и их тормозных возможностей. Наконец, при неожиданном появлении пешехода водитель, естественно, выбирает из двух зол меньшее и, спасая человека, идет на столкновение с автобусом. Эти же обстоятельства могут быть причиной столкновения двух встречных автомобилей. Иногда в приведенных выше ситуациях водителю удается избежать и наезда, и столкновения, но при этом ему уже не хватает ширины проезжей части дороги, автомобиль оказывается в кювете, под откосом и т.п. Такие съезды с дороги составляют 3...10%.

Мы обращаем особое внимание на автобусные остановки потому, что здесь создаются наиболее частые помехи движению и на загородных дорогах и в городах. У автобусов городского сообщения, например, остановки расположены через 500...800 м, у пригородных через 800...2000 м.

Следовательно, каждая из них на протяжении маршрута 20...30 раз может стать потенциальной угрозой для водителя. Если же сюда прибавить и все останавливающиеся на проезжей части или на обочине автомобили, то легко представить себе, как часто возникают эти опасные ситуации. Лишь одна треть дорожно-транспортных происшествий заканчивается здесь более или менее благополучно. Вообще же 50% пострадавших получают тяжелые ранения и в результате почти половина из них гибнет.

От краткой оценки опасностей обратимся к причинам происшествий. Главная из них в том, что в зоне автобусных остановок резко ограничивается обзорность. Казалось бы, убавь скорость — и все будет в порядке. Но в том-то и дело, что большинство водителей не знает, в каком месте и насколько нужно снижать скорость и какие еще принимать меры.

Наиболее типичные подобные ситуации: пешеход выходит из-за передней части автобуса (рис. 114), из-за задней (рис. 115) и закрытый обзор (рис. 116). Водитель при закрытом обзоре так разлетелся при подъезде к остановке, что уж лучше бы взлетел и перепрыгнул. Жаль, что трамплина, как в автородео, нет.

Интересно, всегда ли человек может идти напролом, если не видит, куда он идет? Попробуйте что-либо сделать с закрытыми глазами. А на дороге (рис. 117) «можно» и развернуться с «закрытыми глазами».

Каким же принципам нужно следовать, чтобы самому не попасть в статистические сводки, данные из которых приведены выше?



Рис. 114. Ждите пешехода спереди автобуса

Наезды на пешеходов чаще всего приходятся на двухполосные автомобильные дороги и необорудованные остановки, где автобус останавливается просто на краю.



Рис. 115. Опасность при встречном разъезде с автобусом



Рис. 116. Имейте необходимую дистанцию



Рис. 117. Опасный маневр без подготовки



Рис. 118. Внезапное появление ребенка, спешащего на автобус



Рис. 119. Трамвайная остановка требует внимания

Автомобиль может заскользить на лягушке так же, как иногда и человек на арбузной корке или на банановой кожуре.

Но не только люди и техника гибнут при катастрофах.

Часто жертвами ДТП становятся животные: кошки, собаки, лоси и др.
Несжсшысо заповедей: прежде чем «вильнуть» от голубя на проезжей части, осмотритесь: вместо голубя может погибнуть человек.

Если дорогу плотно «охватывает» сплошной лес, остерегайтесь: лиса, кабан, заяц, олень и другие обитатели леса могут выйти на дорогу, считая ее своей территорией.

Если же столкновение с животным неизбежно, старайтесь, если это возможно, не бить животных передней частью автомобиля, пускайте их по касательной вдоль кузова, если это легковой автомобиль.

При встрече с большими животными (лось, олень, кабан и др.) прикажите пассажирам «упасть» между сиденьями.

Комментировать

Управление на горных дорогах

янв 29, 11:41

Чем же горная дорога отличается от равнинной? Ну, естественно, числом поворотов. На равнинных дорогах на 10 км пути —10 закруглений, на горных—их 700...800. Много это или мало — судить читателю. А вот поговорить о методах снижения числа дорожно-транспортных происшествий на горных дорогах следует.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в городах относительное число дорожно-транспортных происшествий больше, чем на горных дорогах. Это правильно, но только по числу дорожно-транспортных происшествий. А вот последствия дорожно-транспортных происшествий на горных дорогах намного тяжелее, чем в городах. Значительная часть горных дорог находится на высоте нескольких тысяч метров над уровнем моря. С изменением высоты меняется и атмосферное давление, иногда климатические, метеорологические условия, что оказывает сильное воздействие на общее психофизиологическое состояние водителя.

Водитель из субтропиков после яркого южного солнца, сменив в течение считанных часов несколько климатических зон, попадает в снежные долины. Все это требует от водителя особой тщательности в подготовке к таким поездкам. Недостаток кислорода на высоте затрудняет дыхание, при продолжительной работе вызывает головные боли.

Опытные водители, работающие в горных районах, учитывают те повышенные требования к автомобилю, к работе его двигателя, тормозной системе, рулевому управлению, которые предъявляются в этих сложных условиях. Из-за резкого снижения атмосферного давления ухудшается наполнение цилиндров двигателя. Мощность двигателя, например, на высоте 3...4 тыс. м падает на 25...30%.

Большинство водителей, попадающих в горные районы, сразу же начинает чувствовать свою неподготовленность. Это вызвано тем, что увеличивается нагрузка на зрительный и мыслительный аппарат водителя, а также нагрузка на все воспринимающие органы, связанные со слежением за механической системой автомобиль-дорога. Например, водитель-*равнинник», управляя автомобилем на крутом спуске горной дороги, хочет использовать накат и очень жестко ошибается. Если на этом спуске будет не более трех кратковременных торможений, то разобщить трансмиссию с двигателем еще можно. Но если их окажется больше, то автомобиль, обладая потенциальнои энергией, может развить высокую скорость и на многочисленных крутых поворотах не помогут и тормоза.

Почему? В чем же здесь дело? Продолжительное пользование тормозами приводит к сильному нагреву тормозных накладок и барабанов, которые при этом теряют свои тормозные свойства. Поэтому необходимо помнить закон гор — спускаться на той же передаче, на которой вы поднимались бы на этот подъем.

Особенно это важно для автомобилей с пневматическим приводом тормозов, так как если двигатель, разобщенный с колесами, может остановиться, естественно, перестанет работать и компрессор, а уменьшение давления в тормозной системе снизит эффективность торможения. Включить передачу вновь при неработающем двигателе бывает весьма трудно, и иногда на это уже не хватает практически времени. Поэтому на горных и крутых спусках, обозначенных предупреждающими знаками, рекомендуется движение с включенным сцеплением и передачей.

Перерабатывать на автомобиле в условиях горных дорог не стоит даже опытному «горняку». И, пожалуйста, не переоценивайте себя (свои профессиональные качества) в горных условиях. Это может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Еще один закон гор. Это не город, поэтому лучше 5 раз нажать на звуковой сигнал, чем 1 раз на тормоз.

Комментировать