Фазы обгона. Маневр обгона можно разбить на следующие фазы: подготовка, принятие решения, начало обгона, обгон, завершение обгона. Причем выделять эти фазы надо очень четко и не создавать помех для окружающих.

После принятия решения об обгоне необходимо оценить сложность дорожных условий и транспортной ситуации перед обгоном, в момент и после обгона, после чего опять необходима оценка транспортной ситуации.

При оценке дорожных условий вы должны смотреть, нет ли на участке поворотов, спусков и т.д., а при рассмотрении дорожных ситуаций решить, сколько автомобилей придется обгонять сразу в один прием, какие интервалы между обгоняемыми и можно ли в них встроиться при необходимости. Кроме того, следует подобрать интервалы и во встречном потоке автомобилей.

Простейшим случаем обгона можно считать объезд стоящего на проезжей части автомобиля или другого препятствия.

Первоначально водитель-новичок не может точно определить скорость приближающегося встречного автомобиля и вынужден затормозить, чтобы пропустить его. Только после этого он сможет объехать стоящий автомобиль. Но достаточно несколько раз совершить такие объезды и у водителя уже появится опыт, который поможет ему избегать торможений в подобных ситуациях.

Тогда можно смело приступить к следующему этапу — обгону движущегося транспортного средства.

Дорожная служба ГАИ помогает водителям, устанавливая знаки «Обгон запрещен» в местах, где гарантия безопасности обгона ниже определенного уровня. Но и в простых условиях обгон — нелегкое дело. Мы предостерегаем от двух крайностей: сокращения и увеличения продолжительности обгона. Нельзя сокращать продолжительность обгона за счет времени оценки ситуации перед маневром. Последующие фазы обгона, конечно, нужно проводить очень быстро. Но многие забывают, что при этом весьма важен режим выдерживания правильной скорости во всех фазах обгона. Важно также, чтобы вы точно знали, что закончите обгон раньше, чем на проезжей части появятся помехи в виде встречного или попутного транспортного средства, пешеходов или животных. Но и в свободных, и в стесненных условиях обгон желательно производить на прямой передаче (имеются в виду автомобили с трехступенчатой коробкой передач). Если же вы видите, что придется перейти на пониженную передачу, особенно во время встраивания в ряд, не начинайте обгон.

Пониженные передачи следует применять при обгоне только, как исключение, поскольку на них редко можно увеличить скорость выше 40...50 км/ч, а кроме того, требуется время на переключение и перегазовку. Лучше всего проводить обгон на постоянной скорости. Для автомобилей типа «Жигули» иногда необходимо выполнять обгон на третьей передаче.

В сложных условиях, когда водитель обгоняющего автомобиля не может выехать на занятую полосу встречного движения для оценки развития транспортной ситуации, надо прежде всего подумать, что дадут один-три обгона в сплошном потоке с точки зрения выигрыша во времени. Этот маневр нужно совершать только в том случае, если после нескольких обгонов впереди будет свободная дорога, которая позволит значительно повысить или сохранить заданную среднюю скорость движения.

«Чистый обгон». Для понимания роли водителей обгоняющего, встречного и обгоняемого автомобилей рассмотрим следующие рекомендации. Водитель обгоняющего автомобиля должен быть уверен, что в процессе обгона ни один из обгоняемых и встречных автомобилей не будет снижать скорость из-за стеснений, создаваемых обгоняющим.

Не начинайте обгон, если в процессе маневра необходимо будет увеличивать скорость более чем на 30% или на столько же уменьшать. Это означает, что условия для обгона выбраны неправильно.

Не входите очень круто в ряд после обгона, так как это часто не спасает от столкновения с встречным автомобилем, но при этом и обгоняемый автомобиль становится «наковальней».

Только при соблюдении изложенных рекомендаций обгон будет «чистым».
Малейшее снижение скоростей движение обгоняемых и встречных автомобилей характеризует низкую квалификацию водителей. Запомните это!

Перед обгоняемым автомобилем всегда находится зона, не просматриваемая водителем, решившим идти на обгон, т.е. «слепая» зона.

Для того чтобы избежать «слепой» зоны, нужно сделать несколько предварительных маневров по ширине проезжей части и убедиться, что в зоне обгона на обочине никого нет, а на дорожном покрытии нет помех.

Не следует обгонять в повороте, так как при этом тоже возникает «слепая» зона (рис. 77).

Некоторые водители совершают обгон за 3...4 с (выйти из ряда, обогнать, войти в ряд), но это трудно и для обгоняющего и непонятно и сложно для обгоняемого, так как внезапно и быстро перед ним появляется обогнавший его автомобиль.



Рис. 77. Случаи ограничения видимости

Водитель обгоняемого автомобиля ни в коем случае не должен увеличивать скорость движения после того, как обгоняющий автомобиль вышел на параллельный курс (фаза совместного движения должна быть минимальной). И здесь хочется обратиться к водителям всех автомобилей, особенно мощных. Не играйте в купеческие игры: «Раз у меня «Волга», значит, «Москвич» и «Запорожец^, а тем более ГАЗ-63А не должны меня обгонять». Такие замашки часто приводят к увеличению продолжительности обгона и к созданию очень опасных ситуаций.

От водителя обгоняемого автомобиля во многом зависит безопасность заключительных фаз обгона. Видя, что водитель обгоняющего автомобиля, не имея достаточной квалификации, «влез» в ситуацию обгона, но никак не «вылезет» из нее, водитель обгоняемого автомобиля должен уйти до предела вправо и снизить скорость, освобождая пространство впереди своего автомобиля для водителя-«неумейки».

Еще одно пожелание водителю обгоняемого автомобиля.

Предупреждайте водителей обгоняющих автомобилей, если в «слепой» для них зоне появилось препятствие.

Предупреждать можно и жестами рук, и дверью, и световой сигнализацией, а иногда нужно и загородить проезжую часть от ретивого обгоняльщика.

Если вы видите, что обгоняющий автомобиль прошел уже почти полкорпуса вашего автомобиля, а вам из-за препятствия нужно менять полосу движения — ничего не поделаешь, придется тормозить. Но не ругайте и не сердитесь на обгоняющего. Он не видел препятствия.

Водитель встречного автомобиля, заметив, что начался обгон на полосе встречного движения, должен принять меры предосторожности во избежание аварийных ситуаций при осложнении взаимоотношений между обгоняющим и обгоняемым. Это тем более важно, что встречный автомобиль является одной из важный помех, которая иногда, пугая водителя обгоняющего автомобиля, ведет к аварии. Водитель встречного автомобиля должен при малейшем намеке на аварийную ситуацию подать вправо и снизить (или увеличить, если этого требует обстановка) скорость. Если встречный автомобиль по каким-либо причинам не может снизить скорость и уйти вправо, он должен светом фар просигнализировать: «Прекратите (не начинайте) обгон, я не могу уступить дорогу». Но это только в исключительных случаях.

Решайте окончательно, обгонять или нет, до того момента, когда передняя часть вашего автомобиля поравняется и начнет проходить мимо обгоняемого автомобиля.

В этом случае, если возникнет неожиданное стеснение или не хватит мощности двигателя, еще несложно вернуться в свой ряд.

Не следует без особой надобности обгонять не только в местах опасности, о приближении к которым водитель оповещен предупреждающим знаком, но и сразу после такого знака. Опытные водители не пытаются обгонять на участке между знаком и местом опасности, так как не уверены, что его можно закончить на этом участке.

Чтобы доказать это, нужно сделать простой арифметический расчет. Допустим, что обгоняющий автомобиль приблизился к месту расположения предупреждающего знака со скоростью 80 км/ч (примерно 22 м/с), а обгоняемый — со скоростью 60 км/ч (примерно 17 м/с). Чтобы начать обгон, нужно предварительно выехать из ряда с дистанции не менее 40 м от обгоняемого автомобиля, продвинуться на длину обгоняемого автомобиля (примем ее за 5 м) и на длину собственного автомобиля, также принятую за 5 м. Кроме того, чтобы перестроиться снова в свой ряд (на дорогах с однорядным движением), нужно не менее чем на 40 м оторваться от обгоняемого. Следовательно, в процессе обгона необходимо преодолеть расстояние относительно обгоняемого автомобиля 90 м (40+5+5440) при разнице в скорости движения между двумя автомобилями 20(80...60) км/ч или округленно 6 м/с. Расстояние в 90 м при скорости 6 м/с будет преодолено за 15 с (90:6).

Таким образом, автомобиль, идущий со скоростью 80 км/ч или 22 м/с, за 15 с пройдет 330 м. А поскольку знаки устанавливаются на расстоянии от опасного места, равном 150...300 м, то обгон произойдет в опасном месте, о приближении к которому водитель был предуп режден. Тогда от обгона лучше воздержаться.

В табл. 6 приведены расчетные данные расстояния и времени обгона в зависимости от скорости легкового автомобиля при обгоне «с ходу» другого автомобиля, длина которого не превышает 6,5...7,5 м. Причем принимается, что изначальная до обгона дистанция между ними безопасна, т.е. численно равна половине скорости.

Это ошибка водителя обгоняющего автомобиля в оценке достаточного для обгона расстояния в динамике движения. Ведь эти расстояния исчисляются сотнями, а иногда и тысячами метров.

Но ситуации такого рода довольно тривиальны и известны даже начинающим водителям, хотя и понаслышке. И предвидеть в них опасность не так уж и трудно, если правильно оценивать скорости и расстояния.

А существуют дорожно-транспортные ситуации, опасность которых присутствует в скрытом виде, и распознать ее помогает лишь соответствующий опыт. Некоторые из них мы и разберем.

Ситуация 1 (рис. 78). Водитель легкового автомобиля при движении по двухполосной дороге шириной менее 7 м решил обогнать автопоезд, не заметив, что впереди автопоезда стоит на обочине, выступая на проезжую часть дороги, грузовой автомобиль. Водитель автопоезда, не зная, что его намерены обогнать, принял влево для объезда стоящего автомобиля, предварительно не включив указатель левого поворота. Водитель легкового автомобиля, уклоняясь от столкновения с автопоездом, выехал на размокшую обочину, отчего автомобиль съехал в кювет и опрокинулся.
В ситуации, когда водитель обгоняемого автомобиля объезжает стоящее на обочине или проезжей части транспортное средство и другие помехи, происходит восьмая часть всех ДТП, возникающих при обгоне.



Рис. 78. Обгон. Ситуация 1

Что нужно делать? Сначала водителю обгоняющего автомобиля нужно выяснить, нет ли впереди у идущего автомобиля помех, которые могут заставить его совершать маневры в плане, даже если для этого требуется небольшое перемещение по ширине проезжей части. Затем всеми возможными способами (звуковым или световым сигналами) оповестить о своем намерении совершить обгон.

Если же водитель обгоняемого автомобиля обнаружил помеху, которая может представить опасность для обгоняющего, ему следует, как указывалось ранее, подать сигнал, который предупредит обгоняющего об опасности (включить указатель левого поворота, подать звуковой сигнал, открыть дверцу, помигать стоп-сигналом, дать знак рукой, сместиться влево, препятствуя обгону). Перед объездом помехи водитель должен включить указатель поворота и убедиться, что его не обгоняют и не собираются обгонять.

Ситуация 2 (рис. 79). Водитель грузового автомобиля собирался на нерегулируемом перекрестке совершить левый поворот с главной двухполосной дороги с движением в двух направлениях на второстепенную.



Рис. 79. Обгон. Ситуация 2

Обнаружив приближающийся сзади лековой автомобиль с включенным указателем левого поворота, он решил, что его водитель тоже собирается повернуть. Однако тот намеревался обогнать грузовой автомобиль. Водитель грузового автомобиля снизил скорость, включил указатель левого поворота, принял влево и стал выполнять поворот. Пытаясь предотвратить столкновение, водитель легкового автомобиля применил экстренное торможение и повернул влево на примыкающую дорогу, но столкновение все же произошло.

В ситуации, когда водитель обгоняемого автомобиля совершает левый поворот, происходит шестая часть всех ДТП при обгоне.

На нерегулируемом перекрестке не следует, находясь на главной дороге, обгонять с выездом на полосу встречного движения автомобиль, если тот имеет крупные габариты, скорость его движения невысока и вы не уверены, что его водителю известны ваши намерения. Не следует совершать обгон на таких перекрестках еще и потому, что на полосе обгона может появиться пешеход.

Перед выполнением левого поворота на перекрестке, где разрешен обгон, следует заблаговременно, не менее чем за 50 м до места выполнения поворота, занять крайнее левое положение, подать сигнал поворота не позже чем за 5 с до начала маневра и еще раз убедиться, что вас никто не обгоняет. Если обнаружили обгоняющего слева, дайте ему возможность завершить обгон.

Ситуация 3 (рис. 80). Водитель легкового автомобиля завершал обгон автобуса на трехполосной дороге. Увидев грузовой автомобиль, медленно двигающийся в правом ряду, он решил опередить его. В это время водитель грузового автомобиля снизил скорость и, убедившись, что встречных автомобилей нет, а приближающийся сзади автобус находится на достаточном расстоянии (легкового автомобиля он не видел), решил, что успеет развернуться из своего ряда и приступил к выполнению этого маневра. Водитель легкового автомобиля уже приблизился к грузовому автомобилю, когда тот неожиданно начала совершать разворот. Пытаясь объехать преградивший ему дорогу грузовой автомобиль, водитель повернул влево, начал тормозить, но избежать столкновения не сумел.



Рис. 80. Обгон. Ситуация 3

На ситуацию, когда обгоняемый автомобиль совершает левый разворот из крайнего правого ряда, приходится 5% происшествий при обгоне.

Как быть в этой ситуации?

При обгоне крупногабаритного транспортного средства следует соблюдать предельную осторожность; выбирать больший интервал, чтобы увеличить обзор дороги; внимательно наблюдать за правой стороной дороги на случай появления помехи — транспортного средства, собирающегося совершить разворот (левый поворот, перестроение или обгон), или пешеходов.

Если крупногабаритный автомобиль начинает снижать скорость, не включив указатель правого поворота, то вполне возможно, что он может пойти на разворот из крайнего правого ряда, включив указатель левого поворота в самый последний момент. Чтобы предупредить подобную ситуацию, обгоняющему следует подать предупреждающий звуковой или световой сигнал.

Не надо рисковать, совершая разворот из крайнего правого ряда перед приближающимся попутным транспортным средством, особенно перед крупногабаритным.

Ситуация 4 (рис. 81). Водитель легкового автомобиля А при движении по двухполосной дороге решил обогнать автопоезд. В это время водитель следовавшего за ним на небольшой дистанции легкового автомобиля Б включил указатель левого поворота и пошел на обгон. Водитель автомобиля А, не убедившись, что его не обгоняют, сам начал обгон автопоезда. В результате произошло попутное столкновение этих двух автомобилей.



Рис. 81. Обгон. Ситуация 4

Двойной обгон — ситуация достаточно типичная: на нее приходится примерно 6% происшествий при обгоне. Чтобы не возникали подобные опасности, надо не позже чем за 5 с до начала маневра включить указатель левого поворота, подать звуковой сигнал (а в темное время суток переключить свет фар) и приблизиться к осевой линии, демонстрируя тем самым свое намерение совершить обгон. Постарайтесь убедиться, что ваши намерения понятны. Посмотрите в зеркало заднего вида и убедитесь, что водители следующих за вами автомобилей не обгоняют и не собираются обгонять вас.

В противном случае пропустите обгоняющего, не выполняйте обгон перед ним.

Ситуация 5 (рис. 82). На двухполосной дороге с движением в обоих направлениях водитель легкового автомобиля решил обогнать троллейбус, отъехавший от остановки, и включил указатель левого поворота. Заметив впереди на полосе встречного движения быстро приближающийся грузовой автомобиль, он тем не менее пошел на обгон. Не убедившись в том, что опередил двигавшийся с ускорением троллейбус на достаточное расстояние, при встраивании в ряд «подрезал» его. В результате произошло столкновение этих транспортных средств.



Рис. 82. Обгон. Ситуация 5

Увеличение скорости обгоняемых в тот момент, когда обгоняющий встраивается в ряд, довольно типичная для обгона картина. Около 4% ДТП приходится на описанную или схожие с ней ситуации.

Обгоняя транспортное средство, которое движется с ускорением, перед встраиванием в ряд нужно убедиться, что вы опередили его на достаточное расстояние.

Встраиваться в ряд можно, только опередив обгоняемого, как самое малое, на 15 м. Траектория встравивания должна быть плавная. Следует помнить, что троллейбус не считается тихоходным транспортным средством и способен быстро разгоняться.

Не обгоняйте, если навстречу быстро приближается встречный автомобиль и если знаете наперед, что вам предстоит встраиваться в ряд по крутой траектории.



Рис. 83. Обгон. Ситуация 6

Ситуация 6 (рис. 83). Поздно вечером водитель легкового автомобиля на большой скорости двигался по двухполосной дороге с двухсторонним движением. Решив обогнать автобус и отметив, что по полосе встречного движения приближается грузовой автомобиль, за которым на значительном расстоянии следует еще несколько автомобилей, он включил указатель левого поворота и, увеличивая скорость, стал сближаться с автобусом, намереваясь пропустить ближайший встречный автомобиль и затем быстро совершить обгон с выездом на левую сторону. Водитель автобуса одну остановку проехал, так как на ней пассажиры не выходили и ожидавших автобуса тоже не было. У следующей остановки «По требованию» автобус резко затормозил. Этого водитель автомобиля не ожидал. Он допустил наезд на автобус.

На ситуацию, при которой обгоняемый внезапно тормозит, приходится около 6% происшествий, связанных с выполнением обгона.

В подобной ситуации опасно слишком близко приближаться к обгоняемому, если нет уверенности в том, что тот знает о ваших намерениях, тем более имея перед ним преимущество в скорости. Дистанция при обгоне в населенном пункте должна быть не менее 20...25 м на сухом покрытии.

Следует иметь в виду, что у остановки автобус может остановиться с резким снижением скорости. Особенно поздним вечером, когда транспортные потоки невелики и некоторые водители автобусов, зная об этом, пренебрегают требованием замедлить движение плавно. У остановки «По требованию» этого можно ожидать особенно часто: водители резко тормозят здесь из-за того, что желание сойти пассажиры изъявляют в последний момент.



Рис. 84. Обгон. Ситуация 7

Ситуаздш 7 (рис. 84). Водитель легкового автомобиля решил совершить обгон автобуса с выездом на полосу встречного движения, предполагая завершить маневр перед нерегулируемым перекрестком равнозначных дорог. Водитель фузового автомобиля, двигавшегося по пересекающейся дороге, выполнял правый поворот, полагая, что у него не может быть помехи справа. Водитель легкового автомобиля, обнаружив внезапно появившийся встречный грузовой автомобиль, снизил скорость, принял влево... и совершил столкновение с автомобилем, водитель которого принял вправо.

Ситуация, когда обгон осуществляется в непосредственной близости от нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог, считается типичной. На нее падает около 4% происшествий при обгоне.

Надо помнить, что не следует обгонять в непосредственной близости от нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог с выездом на полосу встречного движения, намереваясь завершить обгон перед перекрестком. Обгон следует заканчивать перед таким перекрестком не ближе чем за 30 м от него.

Водителю, совершавшему поворот на равнозначную дорогу, следует снизить скорость и убедиться, что полоса движения, на которую он намеревался выехать, свободна.

Ситуация 8 (рис. 85). Грузовой автомобиль двигался по главной двухполосной дороге с односторонним движением в правом ряду. Его водитель, намереваясь въехать в узкий проезд справа по ходу движения, включил указатель левого поворота и принял влево, чтобы выполнить поворот из левого ряда. Водитель легкового автомобиля, следовавший сзади в левом ряду, посчитал, что грузовой автомобиль будет поворачивать налево на расположенном невдалеке Т-образном перекрестке, и решил обогнать его справа. Неожиданно для него грузовой автомобиль повернул направо. Избежать столкновения водителю легкового автомобиля не удалось.

Около 2% происшествий, связанных с обгоном, происходит в такой ситуации.

Не следует обгонять справа крупногабаритный автомобиль, движущийся с невысокой скоростью и начинающий смещаться влево: надо предположить, что водитель этого автомобиля собирается совершить поворот направо, а его отклонение влево вызвано недостатком места для свободного выполнения поворота.

Водителю, который намеревается совершить правый поворот в условиях, подобных описанным, следует смешаться влево заблаговременно, а перед тем как приступить к повороту направо, включить указатель правого поворота (не позже чем за 5 с до начала маневра) и убедиться, что его намерения поняты.



Рис. 85. Обгон. Ситуация 8

Таким же образом следует поступать при выполнении правого поворота на перекрестке, когда осуществить поворот непосредственно из своего ряда затруднительно. Эта ситуация представлена на рис. 80, где показано выполнение автомобилем-самосвалом правого поворота на перекрестке с предварительным отклонением влево: его водитель включил указатель правого поворота непосредственно у перекрестка, а затем внезапно для следовавшего за ним и пошедшего на обгон водителя легкового автомобиля, резко принял влево; эти его действия привели к ДТП.

Ситуации 9. Водитель автофургона А начал обгон группы автомобилей, предполагая, что он успевает завершить его до сближения с встречным автомобилем. Водитель легкового автомобиля Б пошел на обгон вслед за ним, не видя приближающийся во встречном направлении автомобиль. В процессе обгона водитель автофургона уточнил обстановку и, поняв, что обогнать всю группу автомобилей не успевает, встроился в ряд между автомобилями В и Г, поскольку дистанция для этого была достаточна. Водитель легкового автомобиля Б после ухода автофургона внезапно обнаружил встречный автомобиль на опасном расстоянии, резко затормозил и принял влево к обочине. Водитель встречного автомобиля принял вправо и съехал на обочину, где совершил столкновение с автомобилем Б.

В результате обгона вслед за обгоняющим автомобилем с выездом на полосу встречного движения случается примерно 6% происшествий при обгонах.
Не следует совершать обгон с выездом на полосу встречного движения вслед за обгоняющим автомобилем, если:
автомобиль, вслед за которым вы собирались совершить обгон, имеет крупные габариты и тем создает для вас «слепую» зону;
группа автомобилей, которую вы собираетесь обогнать, значительна — более двух-трех.

Перед совершением обгона следует произвести перемещение по ширине проезжей части для увеличения зоны обзора. Обнаружив встречный автомобиль, необходимо оставить для страховки запас расстояния (вне населенного пункта не менее 60 м, в населенном пункте — не менее 40) на случай ошибки в оценке скорости движения встречного автомобиля или увеличения его скорости.

Водителю обгоняемого автомобиля при обнаружении опасности для обгоняющего, когда тот собирается встроиться в ряд, следует снизить скорость и принять вправо.

Итак, после рассмотрения ряда типичных ситуаций и разбора конкретных правил поведения водителей, можно сформулировать и общие законы обгонов, гарантирующие безопасность.

Советы для водителя обгоняющего автомобиль:
1. Обгон можно совершать, лишь убедившись, что: он целесообразен; выполнение его не повлечет за собой превышения установленного предела скорости; запрещение на выполнение обгона отсутствует; вас самого не обгоняют и не собираются обгонять; расстояние до встречного автомобиля достаточно для безопасного выполнения обгона с выездом на полосу встречного движения; для обгона нет помех и его выполнение не создает опасности как для самого обгоняющего, так и для других участников движения, включая пешеходов; обгоняемый не будет изменять направление движения или скорость в процессе обгона; намерение совершить обгон понятно другим водителям.
2. Безопасное расстояние обгона при выполнении маневра «с ходу» численно должно быть больше, чем скорость обгоняемого автомобиля в 4...4,5 раза, а при выполнении его «с выжиданием» в 5...5,5 раза.
3. Оптимальная скорость обгоняющего должна быть больше скорости обгоняемого: на 10...20 км/ч при движении в населенном пункте; на 15...25 км/ч вне населенного пункта (разумеется, в установленных правилами пределах).
4. Интервал до обгоняемого автомобиля, а также по отношению к полосе встречного движения должен быть не меньше 1...1.5 м.
5. Завершать обгон, выполняемый с выездом на встречную полосу, следует: не менее чем за 60 м до того, как с обгоняющим поравняется встречный автомобиль, при движении вне населенного пункта и не менее чем за 40 м в населенном пункте.
6. Сигнал о намерении совершить обгон должен быть подан не менее чем за 5 с до начала выполнения маневра.
7. Перед началом обгона при движении в любое время суток и в любых условиях необходимо включить указатель соответствующего поворота. Кроме того, вне населенного пункта следует подать звуковой сигнал, а в темное время суток вдобавок несколько раз быстро переключить свет фар. В населенном пункте при недостаточном наружном освещении также следует прибегнуть к такой сигнализации, если это не создаст помех для водителей встречных автомобилей.
8. Перед началом обгона в темное время суток на неосвещенном участке дороги вне населенного пункта следует переключить дальний свет фар на ближний. Только после опережения обгоняемого можно продолжать движение с дальним светом.
9. Не следует:
а) слишком близко приближаться к обгоняемому автомобилю, особенно, если он крупногабаритный (иначе обгоняющий ограничит для себя обзор дороги);
б) обгонять вслед за идущим на обгон автомобилем с выездом на полосу встречного движения, тем более за крупногабаритным;
в) совершать обгон нескольких автомобилей, выезжая на встречную полосу, если дистанция между ними не позволит встроиться в ряд в случае опасного сближения с встречным автомобилем;
г) выполнять обгон вблизи нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог с выездом на полосу встречного движения или завершать обгон ближе чем за 30 м от него, так как в зоне перекрестка неожиданно для обгоняющего может появиться встречный автомобиль, совершивший правый или левый поворот с пересекающей дороги или пешеход;
д) обгонять на нерегулируемых перекрестках и в непосредственной близости от них с выездом на полосу встречного движения, находясь на главной дороге; в этой ситуации возможны левый поворот для обгоняемого автомобиля, появление пешехода;
е) совершать обгон на обозначенном нерегулируемом пешеходном переходе и в непосредственной близости от него, если на нем есть пешеход;
ж) завершать обгон в начале крутого уклона дороги с выездом на полосу встречного движения;
з) идти на обгон легкового автомобиля, движущегося за грузовым автомобилем или автобусом, не убедившись, что его водитель знает о вашем намерении (опасность того, что этот водитель сам пойдет на обгон, чтобы уйти из «слепой» зоны, созданной для него движущимся впереди крупногабаритным автомобилем);
и) обгонять, если вы обнаружили, что вас самого собираются обгонять или, более того, уже обгоняют;
к) обгонять автомобиль, когда намерения его водителя до конца неясны;
л) совершать обгон с выездом на полосу встречного движения в местах с видимостью менее 300...400 м в населенном пункте и менее 500...700 м вне населенного пункта даже там, где правилами он не запрещен.

Советы для водителя обгоняемого автомобиля:
1. При намерении совершить левый поворот или разворот на перекрестке и на перегоне, где возможен обгон, следует: убедиться, что вас не обгоняют и не собираются обгонять; не менее чем за 5 с до начала выполнения маневра подать предупредительный сигнал; заблаговременно занять положение, предписываемое для совершения этого маневра.
2. Собираясь произвести левый поворот или разворот на нерегулируемом перекрестке, следует уступить дорогу автомобилю, завершавшему обгон.
3. Следует принять по возможности вправо, предварительно включив указатель правого поворота или дав обгоняющему отмашку рукой, а в темное время суток в дополнение к этому несколько раз быстро переключить свет фар, давая тем самым понять обгоняющему, что его намерения поняты и что для совершения обгона нет помех.
4. В случае обнаружения помехи для обгоняющего следует подать ему сигнал опасности: включить указатель левого поворота и подать звуковой сигнал, либо кратковременно включить стоп-сигнал или приоткрыть дверцу и сделать жесты рукой, запрещающие обгон, в крайнем случае — сместиться к середине дороги, препятствуя выполнению обгона.
5. При движении в темное время суток вне населенного пункта следует переключить дальний свет фар на ближний, как только обгоняющий поравляется с ним.
При движении за автомобилем, пошедшим на обгон, следует выбрать такую дистанцию, чтобы обгоняющий, если он решил отказаться от продолжения обгона, мог безопасно встроиться в ряд и, только убедившись, что обгон завершен, уменьшить дистанцию.
При встречном разъезде водители должны действовать следующим образом:
а) заметив, что на полосе встречного движения начался обгон, принимать все меры предосторожности для того, чтобы избежать аварийной ситуации в случае, если обстановка при обгоне осложнится;
б) при малейшем признаке аварийной ситуации сместиться вправо и снизить скорость (или, наоборот, увеличить ее, когда этого требует обстановка);
в) если снизить скорость и сместиться вправо не представляется возможным, просигнализировать светом фар: «Прекратите (не начинайте) обгон, я не могу уступить дорогу». Однако поступать так нужно лишь в исключительных случаях.

Комментировать