Иллюзии восприятия. В некоторых случаях у водителя при оценке объектов на дороге могут возникать иллюзии, т.е. несколько измененное отображение наблюдаемого объекта или явления, с ним связанного. В большинстве случаев эти иллюзии не нарушают в целом правильного представления о предмете, так как человек имеет возможность проверить правильность своего первого впечатления и уточнить его. Примером таких иллюзий у водителя может быть восприятие сужения дороги чуть большим, чем на самом деле, восприятие горизонтального участка дороги, как имеющего некоторый уклон и т.д.

Иллюзия сужения дороги особенно ярко проявляется при высокой скорости движения и определяется динамическими условиями восприятия объектов. Чем выше скорость движения автомобиля, тем меньше воспринимаемая область и тем меньше наибольшее воспринимаемое расстояние между линиями, определяющими границы дорожного покрытия в пространстве. А так как это расстояние является определяющим с точки зрения восприятия ширины дороги, то становится ясным, почему у водителя возникает довольно устойчивая иллюзия сужения дороги.

С иллюзией сужения дороги тесно связана иллюзия опасной близости встречного автомобиля. Если еще при этом скорость встречного автомобиля достаточно высока, то искажение настолько значительно, что водителю этот автомобиль может показаться движущимся по его полосе. Это приведет к повышению эмоционального напряжения, результатом которого может быть снижение собственной скорости движения.

Восприятие дороги в перспективе может также приводить к тому, что водитель видит повороты дороги искаженными. Длина кривых дороги представляется ему уменьшенной, а крутизна поворота — возросшей. Короткая кривая между длинными прямыми участками дороги издалека кажется очень резким изломом дороги в плане, а сравнительно пологие подъемы за длинными спусками — крутыми.

Интересно наблюдать за водителем, сидя на заднем сиденье в то время, когда автомобиль находится на закруглении, особенно на крутом. Водитель по-птичьи наклоняет голову в сторону центра поворота. Некоторые думают, что это остатки мотоциклетной или велосипедной привычки. Нет, это не совсем так. Просто водитель интуитивно стремится правильно воспринимать окружающую обстановку. Если же он не будет наклонять голову, то дорога покажется ему в 1,5 раза уже, чем она есть на самом деле. Это результат иллюзии, вызванной воздействием на организм водителя угловых и линейных ускорений.

Минимальным порогом ускорения является 0,5...0,8 град/с. При этом глаза непроизвольно перемещаются в плоскости действия ускорения на некоторый угол, чтобы снизить влияние ускорения на правильность восприятия дороги, однако иллюзия полностью не исчезает. Взаимосвязь глаз с аппаратом ориентации может приводить к двум иллюзиям: кориолисовому эффекту и окулографи-ческой иллюзии. Кориолисова сила возникает при сочетании линейных и угловых ускорений. Она дает ложное ощущение движения. Окулографическую иллюзию испытывают при крутых поворотах многие водители. Поэтому они стремятся наклонить голову или даже все тело, реагируя на эту иллюзию. При наклоне результирующей силы ускорения на 6е от вертикали теряется способность ощущать истинную вертикаль и горизонталь.

Имеются также некоторые данные о возникновении сенсорных иллюзий в результате действия линейных ускорений при интенсивном разгоне автомобиля на прямолинейном участке дороги. При этом отмечалось изменение восприятия освещенного круга (кольца) при разгоне от 0 до 100 км/ч за 10 с. Под влиянием возникающего при этом ускорения (при разгоне) кольцо казалось приближающимся, а при замедлении — удаляющимся.
Как правило, иллюзии восприятия не являются причинами дорожно-транспортных происшествий, однако если они возникают у водителя при высоких скоростях движения и при сложной дорожной ситуации, когда время реакции очень мало, возникновение иллюзий может стать причиной неправильных (несвоевременных) действий водителя.

Галлюцинации восприятия. Другим возможным нарушением пространственного восприятия водителем могут быть галлюцинации и псевдогаллюцинации. Причем псевдогаллюцинации лишены пространственной ориентации (локализации), галлюцинаторный образ нередко локализируется в голове и, как правило, не имеет того характера объективности, который присущ истинным галлюцинациям. При рассмотрении галлюцинаций необходимо учитывать их особенности (сценоподобность, многопредметность).

«Я резко затормозил, так как через дорогу перебегал лось»; «Я затормозил потому, что на дороге прямо перед автомобилем очутился лежащий лицом вниз человек»; «Я затормозил и вильнул рулем, стараясь объехать внезапно появившийся борт грузового автомобиля». Что было, то было — водители действительно тормозили. Но вот чего не было, так это лося, человека, борта грузовика. Это все галлюцинации, которые очень часто бывают в темное время суток при свете фар, бывают и на рассвете и в предвечерние сумерки, а иногда даже и днем. Нередко такие неожиданные маневры приводят к дорожным инцидентам. Это вполне естественно, так как видение является лишь одному водителю, а остальные о нем не ведают и не подготовлены к резкому изменению обстановки. И причем всегда очень резкому, когда никто и ничего не успевает сделать.

Галлюцинации обычно возникают при большом утомлении, в состоянии страха или стресса, а также при чрезмерном напряжении и постоянном ожидании какого-то препятствия. В результате у водителя возникает «реальная картина» нереальной опасности. Это происходит также из-за информационного голода, т.е. из-за недостатка информации о дальнейших условиях движения. Человек как бы бежит с завязанными глазами, подглядывая из-под повязки только на один или два шага вперед. Поэтому он и боится, и думает, что сейчас врежется в столб, наедет на человека, столкнется с автомобилем и др. В воспаленном мозгу действительно возникает картина столкновения, его последствий, а вслед за этим — испуг и резкое изменение режима движения.

Очень часто галлюцинации появляются у водителей в тот период, когда бодрствование сменяется сном. Днем такое состояние возможно, особенно летом, в полуденную жару, когда дорога очень хорошая, свободная от встречных автомобилей. При движении с высокой скоростью по таким хорошим дорогам без особого физического и психического напряжения водитель часто испытывает состояние искусственной сонливости, что очень опасно.

Галлюцинации могут быть устрашающими и лишенными эмоциональной окрашенности, повторяющимися или неповторяющимися. Возникновение галлюцинаций обычно связано с торможением и активностью нервной системы человека, возникающими из-за длительного воздействия внешних нагрузок на его организм. Степень влияния нагрузок может усиливаться или ослабляться.

При управлении автомобилем водитель воспринимает: динамические нагрузки, характеризуемые мышечной работой и числом операций по управлению автомобилем, которые он должен выполнять для поддержания безопасного режима движения; статические нагрузки, определяющиеся в основном неправильной рабочей позой водителя из-за несоответствия сиденья его размерам и т.п.; нагрузку внимания, определяющуюся однотипностью раздражителей и однообразием впечатлений при движении на ровных, длинных участках дорог, монотонностью движения, управлением в темное время суток, в туман и т.д.; перенапряжение органов чувств из-за сложности восприятия и интенсивности фона и воспринимаемых раздражителей, неблагоприятных факторов окружающей среды (высокой температуры, влажности, недостатка кислорода в кабине, вибрации др.) и из-за продолжительной работы и неправильной организации отдыха.

Последнее перенапряжение может вызываться нервным истощением при очень продолжительном движении (более 400 км и более 8 ч); недостаточным отдыхом (остаточное утомление); обильным приемом пищи и приливом крови к органам пищеварения; комбинацией отрицательных психических факторов (ссора, гнетущее состояние, неприятный разговор и др.); сонным опьянением — выполнением ряда действий после сна и т.д. Это приводит к возникновению сильных (ярких) и длительных галлюцинаций. В практике управления автомобилем они встречаются довольно часто и, как показали исследования, из каждых 100 водителей у троих имелись случаи галлюцинаций.

Часто такими галлюцинациями у водителя бывают изображения людей, машин, деревьев и других предметов, которые он начинает объезжать, создавая тем самым опасную дорожную ситуацию.

Так, например, водитель междугородного автобуса доказывает, что съезд автобуса с проезжей части дороги был вызван необходимостью срочного объезда автомобиля, выезжающего на дорогу в поперечном направлении. Водитель упорствует в своих показаниях, хотя техническая экспертиза доказывает отсутствие какого-либо обустроенного съезда с дороги и наличия каких-либо следов на обочине и откосе дороги. Судебно-медицинская экспертиза говорит, что в данном случае наблюдалось явление галлюцинации.

Самое сложное для водителя — это управление автомобилем в темное время суток уже после работы днем. Галлюцинации в этом случае проявляются более четко. Происходит это чаще всего в местах, где освещенность малая и водителю приходится сильно напрягать зрение, чтобы увидеть и рассмотреть в свете фар за очень маленький промежуток времени возможные препятствия. Такое перенапряжение иногда приводит к тому, что водитель «видит» метнувшегося пешехода, стоящий на обочине автомобиль и многое другое, т.е. видит то, что он «проигрывает» в своем сознании, те объекты, которые он ждет как первопричину дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому водители должны воспитывать у себя привычку так просматривать дорожные условия и дорожные ситуации, чтобы исключить возможность появления галлюцинаций. Можно рекомендовать прекратить движение автомобиля и расположиться на отдых при малейшем проявлении неуверенности в правильном восприятии дорожных условий. Другим способом снижения опасности движения является снижение скорости, но его нельзя рекомендовать в качестве радикальной меры, так как уменьшение скорости значительно снизит настороженность, что, в свою очередь, при длительном монотонном движении также может явиться источником галлюцинации.

Чтобы таких явлений не было, можно также кратковременно увеличить скорость, пить различные безалкогольные сладкие напитки, сосать леденцы, потому что повышение сахара в крови значительно уменьшает чувство утомления, вялости и апатии. Хорошо помогает и жвачка. Но лучше всего — как следует выспаться.

К особо опасным сочетаниям следует отнести взаимодействие утомляемости человека и его психической неуравновешенности, так как каждая галлюцинация будет вызывать дополнительное прогрессирующее утомление, аритмию сердечной деятельности.

В тот момент, когда у водителя возникает галлюцинаторный образ опасного объекта, или после возникновения безопасной галлюцинации, когда он замечает несоответствие восприятия окружающей обстановке — возможно состояние испуга. Это состояние в зависимости от психики человека может привести у одних к потере " самообладания на несколько минут или на долю секунды, а у других — к мобилизации организма и противодействиям галлюцинации.

Свободные условия движения Основные маневры и фазы движения автомобиля
Арсенал безопасных методов управления. Все виды маневров на автомобиле можно разделить на три основные группы: маневры по ходу, в плане, совместное маневрирование.

В свою очередь, каждая группа подразделяется на следующие маневры:
1. По ходу: трогание с места, разгон, установившееся движение, замедление, торможение, блокировка — юз, остановка — паркирование.
2. В плане: прямолинейное движение, поворот налево или направо, перестроение, смена полосы, вильки.
3. Совместное маневрирование: объезд и обгон.

Вышеперечисленные маневры — это, пожалуй, весь арсенал, имеющийся у водителя на вооружении, чтобы достичь своей основной цели: обеспечить прибытие к назначенному месту и времени при полной безопасности для себя и окружающих.

Начало движения5 или Все начинается со стоянки и кончается ею. Сколько бы мы ни ездили, а остановиться все же придется. Но предположим, останавливаться мы научились, а теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться трогаться и выезжать на дорогу, не мешая мчащимся мимо нас автомобилям. Для этого вы должны включить световую сигнализацию, предупреждающую о начале маневра, подождать не менее 5 с и, убедившись, что автомобиль, идущий по намечаемой вами полосе, не снизит скорость и не будет вынужден обгонять или объезжать вас по другой полосе, выехать на дорогу.

Этого требуют автомобильная этика, этика движения и правила — закон о приоритете водителей, едущих в своем ряду.

Преимуществом при этом пользуется общественный транспорт, но только рейсовый для данной местности. Для этого он имеет различные знаки, отличающие его от других автобусов. Сейчас Правила дорожного движения предусматривают, что в городах и других населенных пунктах общественный транспорт должен пользоваться преимущественным правом на начало движения и все другие водители обязаны предоставить ему возможность беспрепятственно отъезжать от остановок.

Комментировать